Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №33(2727) от 30.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2542
EUR:
3.4864
RUB:
3.4893
Золото:
245.15
Серебро:
2.89
Платина:
95.84
Палладий:
101.49
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Антимонопольный закон изменится с 7 июля: что это даст бизнесу

Фото: mart.gov.by

С 7 июля 2024 г. вступят в силу изменения в Закон от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон). Предполагается, что новации снизят административную нагрузку на бизнес и повысят защищенность добросовестных участников делового оборота. Рассмотрим, какие нормы дают основания для таких надежд.

Представляя в Совете Республики нормативный акт, изменяющий Закон, министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов пояснил, что его разработка продиктована необходимостью «устранить существующие пробелы и коллизии норм действующего законодательства, сократить административную нагрузку на бизнес-среду, а также повысить эффективность защиты нарушенных прав и законных интересов хозяйствующих субъектов». На достижение этих целей направлены три блока изменений.

Справочно: рассматриваемые поправки внесены Законом от 03.04.2024 № 364-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».


Экономическая концентрация: новые критерии и исключения

В соответствии с Законом МАРТ осуществляет контроль за сделками и другими действиями, ведущими к экономической концентрации, путем выдачи согласия на такую концентрацию. Согласие нужно получить до совершения подобных действий.

Экономической концентрацией признаются, в частности, реорганизация в форме слияния или присоединения, покупка 25% и более голосующих акций (долей в уставном фонде), заключение конкурентами договора простого товарищества, приобретение одним и тем же лицом права участия в органах управления нескольких компаний, ведущих деятельность на рынке взаимозаменяемых товаров, и др. (п. 1 ст. 32 Закона). В перечне таких сделок и действий уточнено, что к ним относится получение во владение имущества, балансовая стоимость которого превышает 20% стоимости активов коммерческой организации, чье имущество отчуждается, в т.ч. на основании договора лизинга.

В ст. 33 Закона определены пороговые значения стоимостной оценки сделок, при достижении которых необходимо получать согласие регулятора. С 07.07.2024 эти значения повысятся:

– в отношении балансовой стоимости активов сторон сделки –
с 200 тыс. до 400 тыс. БВ;

– в отношении объема выручки – с 400 тыс. до 800 тыс. БВ.

Также в Законе расширен список исключений, не признаваемых экономической концентрацией (п. 3 ст. 32). К таким исключениям дополнительно отнесены:

– реорганизация, внесение акций в УФ создаваемого юрлица, покупка 25% и более акций и долей и др., если они совершаются на основании законодательного акта. Комментируя эту новацию, А. Богданов пояснил, что такие действия могут осуществляться по указу главы государства, потому получение согласования МАРТ в этих случаях – излишняя процедура;

– создание коммерческой организации в результате принудительного разделения компании, занимающей доминирующее положение, или принудительного выделения из ее состава нескольких юрлиц по решению суда, принятому по иску МАРТ (ст. 50 Закона);

– приобретение имущества в рам­ках исполнительного производства, а также процедур несостоятельности или банкротства;

– реорганизация хозобщества в форме преобразования, если в результате создается УП;

– переход права собственности, иного имущественного права по наследству.

Антимонопольные расследования ускорятся

Следующий блок поправок призван оптимизировать процедуру антимонопольного расследования.

Во-первых, в Закон вводится возможность отозвать заявление об осуществлении недобросовестной конкуренции до принятия регулятором решения (ст. 38). Предполагается, что такая опция будет востребована, если конкуренты смогут урегулировать конфликт и примириться без вмешательства МАРТ и суда. Отзыв заявления послужит основанием для прекращения антимонопольного расследования.

Во-вторых, срок рассмотрения заявления о нарушении ограничили. Сейчас срок антимонопольного расследования составляет 3 месяца, но может продлеваться неограниченное число раз. По новым правилам даже с учетом продления рассмотрение заявления не должно превышать 9 месяцев со дня его поступления. Более продолжительный срок расследования допускается только для случаев с участием иностранных субъектов (п. 3 ст. 40 Закона).

В-третьих, МАРТ будет уведомлять о начале антимонопольного расследования лицо, в отношении которого оно начато, с разъяснением права знакомиться с материалами, указывающими на наличие признаков нарушения (п. 5 ст. 40 Закона).

В-четвертых, в ст. 41 Закона расширены основания для приостановления расследования. Новые основания:

– выдача регулятором преду­преждения. Рассмотрение заявления или факта нарушения приостановят до истечения срока, отведенного на выполнение предупреждения, или до получения письменного уведомления о его выполнении. В последнем случае расследование прекратят;

– принятие решения суда, выводы по которому будут иметь значение для результатов антимонопольного расследования. Вступление такого судебного решения в силу явится основанием для прекращения расследования.

Помимо предупреждений МАРТ выносит предписания об устранении нарушений. Закон дополнен нормой, обязывающей субъекта хозяйствования, получившего предписание, письменно уведомить антимонопольный орган о его исполнении не позднее 3 рабочих дней со дня окончания установленного в нем срока.

Терминология, доминирование, заключение соглашений

Среди прочих изменений отметим следующие.

Уточнен терминологический аппарат Закона. Раскрыто понятие «участник закупки товаров», а также дополнено понятие конкурентов – последними будут считаться хозяйствующие субъекты, не только уже продающие и (или) приобретающие товары на одном товарном рынке, но и намеревающиеся осуществить их продажу или приобретение.

Расширен перечень случаев, в которых положение на рынке не признается доминирующим (п. 4 ст. 6 Закона). Помимо компаний, доля которых на товарном рынке не превышает 15%, к доминантам не могут быть отнесены государственные органы, наряду с государственно-властными полномочиями осуществляющие деятельность, приносящую доход.

К физлицам, образующим группу лиц, рассматриваемую как единый хозяйствующий субъект, дополнительно отнесены внуки (п. 1 ст. 8 Закона).

Основанием для направления регулятором предостережения о недопустимости совершения действий, способных привести к нарушению антимонопольного законодательства, будет служить публичное заявление о планировании подобных действий, сделанное не только субъектом, намеревающимся их совершить, но и иными лицами. В то же время на анонимные заявления МАРТ не обязано реагировать. Кроме того, предостережение смогут вынести как должностным лицам, так и компании (ст. 16 Закона).

В п. 6 ст. 20 Закона уточнено, что запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения распространяется и на соглашения между участниками закупки товаров, даже если они входят в одну группу лиц.

***

Таким образом, после вступления в силу изменений в Закон до некоторой степени упростится укрупнение бизнеса, более четкими и менее затратными по времени должны стать процедуры антимонопольного расследования.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений