Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №75(2572) от 04.10.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4838
EUR:
2.4275
RUB:
4.2213
Золото:
136.73
Серебро:
1.63
Платина:
73.79
Палладий:
184.79
Назад
Консультации
18.09.2007 19 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Указ № 302: предприниматель меняет лицо

Партнеры юридической группы «VERDICT.BY» Илья ЛАТЫШЕВ и Валентин ГАЛИЧ отвечают на вопросы, связанные с реализацией норм Указа Президента от 28.06.2007 № 302.

Сегодня мы заканчиваем публикацию материалов «Прямой линии», проведенной 17 августа в редакции «Экономической газеты» (начало см. «ЭГ» №№ 66-69). Партнеры юридической группы «VERDICT.BY» Илья ЛАТЫШЕВ и Валентин ГАЛИЧ отвечают на вопросы, связанные с реализацией норм Указа Президента от 28.06.2007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности» (далее — Положение № 302, Указ № 302).

При подаче документов на регистрацию УП нужно приложить информацию об уведомлении кредиторов о подаче документов для государственной регистрации унитарного предприятия. Каким образом должны быть уведомлены кредиторы? Чем подтверждается факт уведомления?

Пункт 2 Положения № 302 предусматривает, что индивидуальный предприниматель должен не позднее 10.11.2007 г. обратиться в регистрирующий орган и представить, в частности, заявление с приложением информации об уведомлении кредиторов о подаче документов для госрегистрации УП. Обратим внимание: не «подтверждения», а «информации». А в качестве таковой может выступать письмо произвольной формы, в котором говорится, что ИП уведомил всех кредиторов о подаче документов для госрегистрации УП. На наш взгляд, перечисление в этом письме всех кредиторов предпринимателя необязательно.

Полагаем, что лучшим вариантом уведомления кредиторов будет заказное письмо с уведомлением о его вручении. Тогда вы будете точно знать, кто из них получил уведомление, а кто — нет. Ведь ИП в течение 30 дней с момента госрегистрации УП предстоит получить от этих кредиторов согласие на перевод его долгов перед ними на созданное УП.

Что делать в случае, если организация-кредитор ликвидирована, ее невозможно найти или кредитор просто отказывается подписать договор перевода долга с УП?

Если кредитор ликвидирован и это вам известно, то его уведомлять ни к чему. Ведь правоспособность юридического лица прекращается в момент завершения его ликвидации (ст. 45 и п. 8 ст. 59 ГК).

Во втором случае отправьте уведомление по последнему известному вам адресу кредитора (в первую очередь по адресу, указанному в договоре с этим лицом).

На момент госрегистрации УП отказ кредитора роли не играет. Но стоит задуматься, каким образом исправить ситуацию. Ведь отсутствие согласия этого кредитора в будущем на перевод долга перед ним на УП не позволит перевести этот долг на предприятие и может стать причиной его ликвидации.

Что делать, если в течение установленных Указом 30 дней после регистрации УП на счет ИП поступают деньги по ранее заключенным договорам? Является ли это нарушением Указа? Можно ли пользоваться этими деньгами?

Согласно п.13 Положения № 302 обязательства ИП, в т.ч. кредитные (за исключением указанных в части 2 п.13), не прекратившиеся на дату госрегистрации УП, в течение 30 календарных дней с даты его госрегистрации должны быть переуступлены в соответствии с гражданским законодательством (перевод долга, уступка требования) унитарному предприятию, созданному этим предпринимателем. Обязательства ИП перед таможенными органами, возникшие в соответствии с таможенным законодательством и не прекратившиеся на дату госрегистрации УП, в течение 30 календарных дней со дня его госрегистрации подлежат прекращению ИП путем исполнения либо иными способами, предусмотренными в таможенном законодательстве.

Индивидуальный предприниматель со дня госрегистрации УП не вправе заключать договоры, направленные на осуществление им предпринимательской деятельности. Такая деятельность ИП является незаконной, а доходы, полученные от ее осуществления, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке.

Само по себе получение выручки от контрагентов по их обязательствам перед предпринимателем, которые возникли до государственной регистрации УП (по договорам, которые были заключены до госрегистрации УП), на наш взгляд, под формулировку п.13 Положения не подпадает. Полагаем, что такие суммы взысканию в бюджет не подлежат.

В то же время после госрегистрации УП предприниматель не сможет распорядиться этими деньгами в рамках своей предпринимательской деятельности. Исходя из норм п.13 Положения, обязательства предпринимателя должны быть прекращены до даты госрегистрации УП, а после этой даты могут быть только переуступлены УП (кроме обязательств перед таможенными органами).

Таким образом, в данной ситуации поступившие деньги можно использовать для уплаты задолженности перед таможенными органами или «снять» их в качестве своего личного дохода. Или же поступившие денежные средства будут находиться на расчетном счете ИП до закрытия счета. Затем они будут зачислены банком на депозит нотариуса, откуда предприниматель сможет их получить.

Как быть, если кредиторы не согласятся на перевод долга на УП? Будет ли это препятствием для его регистрации?

Исходя из приведенных выше норм п. 13 Положения № 302, отсутствие согласия кредиторов ИП на перевод последним своих долгов на созданное им УП препятствием к госрегистрации предприятия не является. Однако в будущем это приведет к невозможности перевести все долги предпринимателя на созданное им УП в течение 30 дней с даты госрегистрации УП и может повлечь за собой ликвидацию предприятия.

Я ИП и импортирую из Польши товары по 10 контрактам. На каждую поставку по отдельному контракту составляется паспорт сделки. Отсрочка платежа по некоторым контрактам достигает полугода. Контракты застрахованы в польской страховой компании, что служит условием отсрочки платежа. По каждому контракту имею эксклюзивные права продажи товаров под определенными торговыми марками.

Как перейдет кредиторская задолженность по таким контрактам? Перейдет ли кредитная история от ИП в УП для предоставления в польскую страховую компанию? Перейдут ли эксклюзивные права для продажи на территории РБ товаров?

Полагаем, что кредиторская задолженность по внешнеэкономическим контрактам должна переводиться в соответствии с условиями и нормами права, применимого к этим контрактам. В них возможен прямой запрет на перевод долга либо могут быть предусмотрены определенные условия, при соблюдении которых перевод долга возможен. Можно предположить, что процедура здесь будет стандартная: получение согласия кредитора на перевод долга, заключение соглашения на перевод долга между ИП и УП. При этом от имени УП должно выступать иное лицо, нежели ИП.

Вопрос перехода кредитной истории в Указе № 302 не урегулирован. В Инструкции о порядке получения, формирования, обработки, хранения и предоставления Национальным банком Республики Беларусь сведений о кредитных договорах, утв. постановлением Правления Нацбанка от 28.11.2006 № 196, регламентируются лишь случаи отражения фактов реорганизации юридического лица, а также регистрации и прекращения деятельности ИП — субъектов кредитной истории. Но польская страховая компания будет руководствоваться не белорусскими правовыми нормами, а законодательством, рекомендациями и обычаями делового оборота Польши и Евросоюза.

С одной стороны, созданное предпринимателем УП — это совершенно новый субъект хозяйствования, который существует с даты его госрегистрации. Его деловая репутация и кредитная история будут создаваться с нуля. А кредитная история ИП прекратится с момента прекращения его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. С другой стороны, можно попытаться убедить зарубежного партнера если не в юридическом, то в деловом правопреемстве УП.

Эксклюзивные права перейдут к УП только в случае получения на то согласия их обладателя. И скорее всего, это произойдет путем заключения с ним нового договора. Здесь также могут появиться проблемы. Ведь объяснить иностранному правообладателю причины и необходимость перехода прав к УП будет довольно сложно.

На какие категории товаров можно будет устанавливать свободные отпускные, а на какие нормированные цены? Как после реализации товаров, внесенных в уставный фонд, вырученные деньги изъять из оборота (например, как прибыль) и воспользоваться ими далее?

Цены на товары, которые будет реализовывать УП, необходимо будет формировать с учетом правил, предусмотренных законодательством Республики Беларусь по ценообразованию.

Деньги, полученные от реализации внесенных в уставный фонд товаров, можно будет изъять из оборота только в виде дивидендов — т. е. части прибыли унитарного предприятия, если таковая будет образована после всех затрат и уплаты налогов. При этом с суммы дивидендов должен быть удержан подоходный налог. Кроме того, если бывший ИП станет директором предприятия, он вправе получать зарплату в порядке и размерах, установленных законодательством.

Бывшим предпринимателям придется усвоить, что изымать деньги из оборота и пользоваться ими далее, как это сегодня могут сделать ИП со своим личным доходом, а также закупать товары за наличный расчет юридическое лицо уже не сможет.

Что делать с сертификатами? Если исходить из того, что они относятся к «другим видам контроля», то по процедуре, прописанной для лицензий, нужно где-то ставить на них отметку, как и на лицензию. Непонятно: это что — нужно тащить всю кучу сертификатов в исполком для отметки? Или в Госстандарт? Или они автоматически считаются действующими для созданного УП?

Пункт 12 Положения № 302 предусматривает, что УП вправе осуществлять деятельность на основании специальных разрешений (лицензий), выданных индивидуальному предпринимателю, до истечения сроков их действия при условии, что наименование указанного в специальном разрешении (лицензии) вида деятельности, а также составляющих его работ (услуг) не изменилось.

В этом случае ИП представляет оригинал (дубликат) лицензии в регистрирующий орган при выдаче ему свидетельства о госрегистрации УП. На оригинале (дубликате) лицензии регистрирующий орган вверху справа на лицевой стороне делает отметку в виде штампа, содержащего наименование УП, регистрирующего органа, дату и номер решения о госрегистрации УП, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Регистрирующий орган в течение 5 календарных дней уведомляет соответствующий лицензирующий орган об осуществлении УП деятельности на основании лицензии, выданной ИП, и о совершении отметки на ее оригинале (дубликате). Положения настоящего пункта применяются также к документам, выданным ИП государственными органами, осуществляющими санитарный, эпидемиологический, пожарный и другие виды контроля.

Полагаем, что п.12 Положения распространяется также и на сертификаты. Поэтому все они должны быть представлены в исполком для проставления соответствующего штампа.

Квартирный вопрос

Нас, работников райисполкома, спрашивают предприниматели: почему нельзя выделить в квартире 1 комнату под офис и платить за нее квартплату по повышенным ставкам, а по остальной площади — в обычном порядке?

Действительно, согласно подп.1.6-1 постановления Совмина от 25.08.1999 № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» собственником жилого помещения, использующим его в соответствии с законодательством для местонахождения частного УП, плата за техобслуживание и коммунальные услуги осуществляется в размере нормативной себестоимости этих услуг, утверждаемой облисполкомами и Мингорисполкомом.

Если правительство примет иное решение и установит соответствующую процедуру, то это станет возможным. Пока же за всю квартиру нужно будет платить по повышенным ставкам. Но при этом помимо УП в квартире по-прежнему будет проживать его учредитель со своей семьей. Возникает вопрос: кто должен платить за квартиру — УП или физическое лицо и как распределить между ними платежи? Статья 65 Жилищного кодекса (далее — ЖК) в принципе допускает такую возможность при наличии нескольких нанимателей. Но механизм ее реализации в данной ситуации еще придется уточнить. Кроме того, если платить будет УП, то следует иметь в виду, что согласно подп.3.1 ст.6 Закона «О подоходном налоге с физических лиц» к налогооблагаемым доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в т.ч. коммунальных услуг в интересах плательщика.

Было бы логичным заключение договора аренды (найма) помещения или его части с собственником с условием о возмещении коммунальных затрат (их части). Однако ст.8 ЖК предусматривает, что жилые помещения предназначаются для проживания граждан и использование их не по назначению не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ЖК. При этом согласно ст.26 ЖК право пользования жилыми помещениями возникает на основании договора найма или поднайма, заключение которых осуществляется в соответствии с ЖК и ст.642 ГК.

Полагаем, что вопросы возможности заключения такого договора с УП и учета затрат по нему в ближайшее время должны быть урегулированы.

Необходимо ли в случае регистрации УП по домашнему адресу заключать договор аренды квартиры с собственником жилья? Будут ли в этом случае уплачиваться налоги?

Представляется, что заключение договора аренды помещения (части помещения) с собственником с условием о возмещении коммунальных затрат (их части) было бы наиболее логичным оформлением отношений между собственником помещения и УП. Однако вопросы возможности заключения такого договора и налогообложения пока четко не урегулированы.

В случае регистрации УП по домашнему адресу обязательно ли размещение по этому адресу офиса УП, его документов и бухгалтерии? Если да, то будут ли санкции за нарушение этого требования?

Обязанность размещения по местонахождению юридического лица документов и бухгалтерии прямо в законодательстве не закреплена. Статья 23.19 КоАП предусматривает штраф в размере от 10 до 20 базовых величин лишь за непредставление в установленный срок органу, проводящему регистрацию, информации об изменении юридического адреса. А применение мер ответственности за нахождение документов УП или его бухгалтерии в ином месте законодательством не предусмотрено.

ОТ РЕДАКЦИИ

Итак, «Прямая линия» завершена. Но не на все вопросы можно сегодня дать полный ответ. И прежде всего это обусловлено правовой коллизией, порожденной Указом № 302: преобразование ИП в унитарное предприятие не вписывается в понятие реорганизации, которое согласно ст. 53 ГК распространяется лишь на слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование юридического лица. Следовательно, не возникает, с точки зрения ГК, отношений правопреемства создаваемых УП в отношении прав и обязанностей прекращающих свою деятельность предпринимателей. Те же, в свою очередь, утрачивают преимущества своего статуса в отношении налогов, учета и наличных расчетов. А вот оценить преимущества положения юридического лица бывшие ИП смогут далеко не сразу. Быть может, решение проблем, изложенных в данной публикации, ускорит этот процесс. Ради общего блага.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by