Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Цены
29.03.2022 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №23 (2520) от 29.03.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Цены на продовольствие по-прежнему опережают инфляцию

Фото: freepik.com

Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) рассказало о том, как в феврале 2022 г. складывалась ценовая ситуация на потребительском рынке.

Чуть помедленнее, цены

Как сообщает регулятор, официальный уровень инфляции в годовом выражении в феврале 2022 г. замедлился до 9,99% (в январе – 10,4%). По отношению к предыдущему месяцу потребительские цены в среднем выросли на 1,6%, к декабрю 2021 г. – на 3,1%. При этом средние темпы инфляции остаются стабильными девятый месяц подряд (с июня 2021 г.). Однако несмотря на представленные данные, ситуация на потребительском рынке остается хоть и контролируемой, но непростой.

Связано это, прежде всего, с тем, что многие товары продовольственной группы упорно демонстрируют опережающую динамику по сравнению с официальным значением инфляции. Так, мясо и мясопродукты за 12 месяцев прибавили порядка 15,9%, цены на овощи и фрукты выросли на 17,7%.

Необходимо отметить, что такая тенденция характерна не только для РБ. Так, в России – основном торговом партнере Беларуси – продовольствие за год подорожало на 11,5% при общем значении инфляции на уровне 9,2%. Наибольший рост цен отмечается на бакалейные товары (крупы, макароны, сахар), овощи и фрукты. Кроме того, имеет значение и сезонный фактор – на I квартал ежегодно приходится около 40% годового прироста цен. В 2019 г. инфляция за первые три месяца составила 2,6% (при факте 4,7% по итогу года), в 2020 г. – 2,7% при итоговых 7,4%, в 2021 г. – 3,8% при значении 9,97% на конец года.

Негативное влияние внешних факторов (рост иностранных валют) привело к удорожанию импортных фруктов, в первую очередь, бананов (за месяц – на 9,5%) и яблок (+4,6%), а также тарифов на услуги пассажирского воздушного транспорта (+7,1%) и туристических услуг (+4,2%). Продолжается рост цен на мясо и мясопродукты (на 0,7%), кондитерские изделия (на 2%), молоко и молочные продукты (на 0,8%).

В феврале отмечено ускорение годового прироста цен на синтетические моющие средства (с 9,6% в январе до 12,9%) на фоне роста цен на нефть, которая является сырьем для их производства, а также некоторых бакалейных товаров (макаронных изделий, круп, чая).

В то же время цены на отдельные продовольственные товары замедлились. Например, на овощи и фрукты – с 23,8% в январе до 17,7% в феврале, на рыбу и рыбопродукты – до 9,5% (месяцем ранее – 10,1%), масло растительное – до 8,4% (15,4%), яйца куриные – до 1,8% (2,7%), маргарин – до 0,9% (4,8%). На сахар и соль цены в годовом выражении снизились порядка 0,3 и 5,6% соответственно. Положительная тенденция отмечается на рынке картофеля и отдельных овощей: картофель за месяц подешевел на 3,4%, капуста – 21,5%, свекла – 4,2%.

Четвертый месяц подряд замедляется годовой прирост цен (тарифов) в сфере постоянно регулируемого ценообразования. В феврале показатель снизился до 8,5% по сравнению с 8,8% в январе. Однако и здесь есть обратные примеры. Так, за февраль увеличились цены на водку и табачные изделия на 1,5 и 3,9% соответственно (компенсация повышения ставок акцизов). Из-за планового повышения тарифов цены на жилищно-коммунальные услуги выросли сразу на 9,8%.

На страже необоснованного роста цен

Как сообщает регулятор, для сдерживания роста потребительских цен в условиях негативных последствий от внешних шоков по-прежнему используются различные инструменты ценового регулирования. Например, МАРТ контролирует процесс ценообразования по всей цепочке поставок 28 групп основных социально значимых товаров первой необходимости – от производителя готовой продукции (через ограничение прибыли, включаемой в цену) до торговли (установление предела торговой надбавки). Не допускается увеличение цен на 23 товарные позиции и отдельные наименования лекарственных средств. Установлены предельные отпускные и розничные цены на отечественные овощи и яблоки, а также предельные надбавки импортеров и торговли на импортные овощи и яблоки (30%), иные фрукты и орехи (40%).

Также ограничена рентабельность организаций, которые занимают доминирующее положение на рынке. Кроме того, под постоянным конт­ролем регулятора находятся тарифы на жилищно-коммунальные услуги, транспорт, связь, образование, медицинские услуги, цены на автомобильное топливо, алкоголь, табак, лекарства и пр. По данным МАРТ, такой широкий арсенал мер ценового регулирования позволяет государству в настоящее время контролировать более 50% потребительских товаров и услуг.

Одной из приоритетных задач министерства является проведение контрольно-аналитических мероприятий. Так, по данным регулятора, за два месяца 2022 г. в рамках контроля за ценовой ситуацией на потребительском рынке установлен 231 факт несоблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования, направлено 92 предписания (рекомендации) об устранении нарушений, 95 виновных лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 893,9 тыс. руб.

МАРТ продолжает отслеживать ситуацию на потребительском рынке и просит граждан сообщать обо всех случаях необоснованного повышения цен. Сделать это можно через специальную форму на сайте.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений