Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №33(2727) от 30.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2542
EUR:
3.4864
RUB:
3.4893
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Цены
31.01.2024 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Регулирование цен на стройматериалы: что изменилось с 31 января 2024 года

Фото: freepik.com

После некоторой паузы Минстройархитектуры определилось с регулированием цен на товары, предназначенные для строительства и производства стройматериалов. Новый порядок установлен постановлением от 19.12.2023 № 125, опубликованным лишь 30 января текущего года.

Напомним, что в 2023 г. цены на вышеуказанные товары регулировались постановлением Минстройархитектуры от 30.12.2022 № 116 «О порядке регулирования цен» (далее – постановление № 116). Однако срок действия этого документа истек 1 января 2024 г.

В связи с этим в отсутствие нового НПА автоматически возобновилось действие постановления Минстройархитектуры от 30.07.2021 № 73 «О порядке регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции» (далее – постановление № 73), применение которого приостанавливалось постановлением № 116.

Новый документ – постановление от 19.12.2023 № 125 «О порядке регулирования цен» (далее – постановление № 125) – уже не приостанавливает действие, а окончательно отменяет постановление № 73.

Справочно: установленное постановлением № 125 ценовое регулирование распространяется на товары, входящие в перечень товаров, производимых (ввозимых) и реализуемых на внутренний рынок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (за исключением субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю) и предназначенных для использования при строительстве объектов, а также при производстве материалов для строительства, цены на которые регулируются Министерством архитектуры и строительства, утв. постановлением Совмина от 06.07.2022 № 447.

Дополнение общих норм

Постановление № 125 сохраняет для производителей, субъектов торговли и импортеров фактически те же ограничения по рентабельности и надбавкам, которые предусматривало постановление № 116, но уточняет и несколько расширяет их применение.

Выделим наиболее заметные новации постановления № 125:

– предельный максимальный норматив рентабельности ограничивается 20% теперь для производителей, выполняющих функцию не только подрядчика, но и заказчика в строительной деятельности;

– введен предельный максимальный норматив рентабельности в размере 12% для производителей товаров, предназначенных для использования при строительстве улиц населенных пунктов, за исключением улиц, относящихся к автодорогам общего пользования;

– сформулировано общее (универсальное) правило о недопустимости повышения в текущем году отпускных цен (цен) на товары (по каждой товарной позиции) более 30% в годовом выражении по сравнению с отпускными ценами (ценами), установленными (сформированными) на 31 декабря предыдущего года. В ранее действовавших НПА, которые принимались на один год, существовала привязка к конкретному году для сравнения цен;

– расширен список исключений, на которые не распространяется определенный постановлением № 125 порядок формирования цен на товары. Теперь он не применяется и к товарам, реализуемым по сделкам, заключаемым юрлицами и ИП на биржевых торгах БУТБ.

Изменения в Инструкции об установлении цен

Кроме того, постановлением № 125 утверждена и новая Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен на товары. В ней по сравнению с предыдущей Инструкцией можно отметить такие новшества:

– раскрыто понятие плановых затрат (себестоимости) – это ориентировочная стоимость затрат на производство товара в будущем (основанных на фактических данных предыдущего периода либо подтвержденной информации о предстоящих расходах), в т.ч. определенных с учетом плановых показателей производства продукции;

– импортерам прямо разрешено учитывать при установлении оптовых цен на товары комиссионные вознаграждения за осуществление международных платежей, плату за оформление таможенной декларации, паспорта сделки;

– урегулирован вопрос включения в прейскурант цен отпускной цены в случае доработки товара (колеровки краски, нарезки погонажных изделий и т.п.) по индивидуальному требованию покупателя. В такой ситуации в прейскурант помещается отпускная цена без учета стоимости доработки, а цена с учетом такой стоимости согласовывается с покупателем в протоколе согласования цены либо в договоре;

– установлены особенности формирования отпускной цены при участии субъекта торговли в процедурах закупки. До приобретения товара на него формируется и помещается в прейскурант цен предварительная отпускная цена с соблюдением норм Инструкции и исходя из имеющейся на тот момент информации о товаре. После приобретения товара субъект торговли может скорректировать предварительную цену, если это допускают законодательство о госзакупках и (или) условия заключенного договора, и включить в прейскурант сформированную в результате корректировки отпускную цену.

Вступление в силу

Постановлением № 125 вступило в силу с 31 января 2024 г. При этом его действие распространяется на операции по отгрузке товаров, совершенные после указанной даты.

Кроме того, стороны обязаны привести в соответствие с нормами этого постановления договоры, заключенные и не исполненные до 31 января 2024 г.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений