Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Цены
09.08.2005 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Свободу ценам!

Эффективной работе торговли препятствует система предельных торговых надбавок на социально значимые группы товаров...

Эффективной работе торговли препятствует система предельных торговых надбавок на социально значимые группы товаров.

В середине 90-х годов прошлого века потребительские цены в стране росли высокими темпами. Лучшим желало быть ее социально-экономическое положение, включая благосостояние населения. В тех условиях введение предельных торговых надбавок, наверное, имело смысл.

Однако сегодня инфляция уже не та. К концу года, по прогнозам, она не превысит прогнозный параметр - 8-10%. Существенно выросли реальные доходы. На этом фоне вызывает беспокойство уровень рентабельности торговли и общественного питания -1,5% за I полугодие. В то время как в целом в экономике он равняется 8,6%. Иными словами, сфера торговли становится своеобразным амортизатором, за счет которой сдерживается рост розничных цен.

Повышение зарплаты, удорожание топлива и, как следствие, грузоперевозок существенно увеличивают издержки обращения. Этот фактор наиболее чувствителен для средних и мелких организаций. У крупных больше возможностей для минимизации затрат путем использования положительного эффекта масштаба, оптимизации схем товародвижения, хранения и реализации. Не случайно сегодня как грибы растут гипермаркеты и дискаунтеры. Мелкие же продавцы вытесняются на периферию. Одним из способов сохранить свой бизнес для них становится корректировка ассортимента, использование факторов гибкости и территориальной близости к покупателям с тем, чтобы занять ниши потребительского рынка, которые "не по вкусу" крупной торговле.

В некоторой мере положение торговых предприятий спасает импорт, поскольку на часть ввозимых социально значимых товаров предельные надбавки отсутствуют. К тому же реализация более стабильной в ценовом отношении импортной продукции позволяет сохранить высокий спрос потребителей. Однако если государство усилит протекционистские меры, многим торговым организациям придется переориентировать свою деятельность.

Сегодня торговое предприятие потери от реализации социально значимых товаров компенсирует прибылью от продаж товаров более высокой ценовой категории. При этом многие стараются всячески уменьшить объем реализации нерентабельной "социалки". В результате страдает потребитель, для которого сокращается возможность приобретения товаров первой необходимости. К тому же ограничения в уровнях торговых надбавок способствуют перетеканию товарной массы из официальной экономики в теневую.

Очевидно, что система контроля за потребительским  рынком путем установления предельных надбавок, регламентации на местном уровне ассортиментного перечня товаров  во многом ущербна. Учитывая это обстоятельство, а также складывающуюся благоприятную макроэкономическую ситуацию, можно лишь приветствовать предполагаемую либерализацию условий торговли, намечаемую в одобренной правительством новой редакции концепции ценообразования. Расширение перечня товарных позиций, по которым допускается свободное ценообразование, позволит повысить рентабельность торговой деятельности и, как следствие, активизировать деловую активность на потребительском рынке. Это отчасти разрешит и задачу выхода из "тени" массы товарных потоков. Свободное ценообразование станет также существенным шагом на пути формирования столь необходимой сегодня ценовой паритетности в отношении сельскохозяйственной продукции. Конкуренция будет побуждать продавцов максимально сдерживать цены, а активизация торговой деятельности - расширению практики предоставления покупателям более удобных условий продаж, скидок, рассрочек оплат, распродаж и т.д., что благоприятствует росту покупательной инициативы населения.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений