$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

Свободные номера есть всегда. Белорусская индустрия гостеприимства в цифрах

28.06.2016

Планы бурного развития туризма в Беларуси имеют мало общего с реальными результатами. Приток иностранных гостей в республику остается довольно скромным, а активно создаваемая инфраструктура востребована гораздо меньше, чем ожидалось.

В прошлом году в Беларуси насчитывалось 1364 организаций, осуществляющих туристическую деятельность, сообщается в сборнике Белстата (на 8,8% больше, чем в 2014 г., и в 1,7 раза больше, чем в 2010-м). Из них 155 – туроператоры, 764 – турагенты, а 445 сочетали оба эти занятия. Рост количества компаний сопровождался оптимизацией численности персонала. Списочная численность работников организаций сферы туризма в среднем за год сократилась с 228,2 тыс. человек до 207,5 тыс., причем более половины сокращения пришлось на прошлый год. В результате их доля в общей численности занятых в экономике снизилась с 5,5 до 5,3%

Кому дома не сидится

Денежные потоки туристической деятельности в прошлом году росли неравномерно. Так, выручка от оказания туристических услуг составила 1129,6 млрд. Br, что в текущих ценах на 20,8% больше, чем в 2014-м, стоимость реализованных санаторных путевок – 2839 млрд. Br (+3,8%), выручка субъектов агроэкотуризма увеличилась на 16,3%, до 119,6 млрд. В то же время экспорт по статье «поездки» сократился на 15,4%, до 733,8 млн. USD, а импорт – на 21,3%, до 912,4 млн. USD.

В 2012–2013 гг. девальвация сделала Беларусь привлекательной для отдыха россиян. Но в прошлом году кризис существенно подорвал это преимущество. Доходы населения в РФ резко сократились, а цены на туристические услуги в Беларуси в 2014 г. выросли на 26%, в 2015-м – на 26,7%, а на санаторно-оздоровительные – на 23 и 6,3% соответственно.

Сокращается и поток иностранных граждан, въезжающих в Беларусь. Если в 2013 г. отмечалось более 6,2 млн. поездок, то в 2014-м – только 5350 тыс., а в 2015-м – 4357,2 тыс., причем поездки граждан из стран СНГ сократились на 15,2%, а из остальных – на 24,3%. Число поездок белорусов за рубеж, превышавшее в 2013 г. 8,8 млн., сократилось до 7236,3 тыс. в 2014 г. и 6962,4 тыс. в 2015-м.

В прошлом году Беларусь посетили 101,7 тыс. туристов (вместе с экскурсантами – 276,3 тыс.), а за рубеж выезжало 738,7 тыс. белорусов. Динамика турпотоков представлена на рис. 1.

Отметим, что гости на белорусской земле в среднем задерживаются на 5 дней (в 2014-м – 4), тогда как белорусские туристы сократили время своих вояжей с 9 в 2013–2014 гг. до 8. Затрачиваемые суммы при этом различаются еще сильнее: если иностранные туристы оплатили нашим турфирмам туры на сумму 260,4 млрд. Br (почти на 1/3 меньше, чем в 2014 г.), то белорусские – 4541 млрд. (на 4,2% больше). Таким образом, ограничения на валютные расчеты за туруслуги не слишком способствовали легализации выручки.

Традиционно большая часть организованных туристов прибывает в Беларусь из России (79 378 чел., или 78,1% общего числа), Польши (3542, или 3,5%), Латвии (2243), Литвы (1595), Германии (1456), Украины (1351), Италии (796), США (772), Китая (690) и Великобритании (654). Белорусы предпочитают страны, где можно погреться на солнце и заняться шопингом по возможности в бюджетном варианте. Поэтому десятка самых массовых направлений прошлого года – это: Турция (111 840 человек, или 16,7%), Россия (89 453), Египет (85 263), Болгария (79 216), Польша (53 596), Греция (35 400), Литва (28 479), Испания (25 330), Черногория (18 083), Италия (18 087).

Звездный фонд

За 5 лет индустрия гостеприимства в Беларуси существенно расширилась. Число , гостиничных и туристско-гостиничных комплексов выросло с 310 до 383, мотелей – с 3 до 5, других видов средств размещения – с 46 до 151. На конец 2015 г. в республике насчитывалось три 5-звездочные гостиницы, 6 – 4-звездочных, 34 – 3-звездочных, 12 – 2-звездочных, одна – 1-звездочная и 327 – без категории.

В белорусском отельном бизнесе очень велика доля государства. Из 539 объектов 249 относятся к республиканской и коммунальной собственности, 168 принадлежат физическим лицам и частным компаниям без госдоли, в 32 имеется доля зарубежного капитала, а 15 принадлежат иностранцам.

Бурное строительство отелей оказалось явно неадекватным туристическим потокам. Так, с 2010 по 2015 гг. в республике число гостиниц и аналогичных средств размещения выросло в 1,5 раза, номерного фонда – на 32,6% (с 15 200 до 20 157), единовременная вместимость – на 38,5% (с 26 673 до 36 951), в т.ч. с 2013 г. по 2015 г. – на 23,5%. В то же время численность клиентов коллективных средств размещения почти не растет. Достигнув в 2013 г. максимума – 2668,9 тыс. человек, – она снизилась в 2014 г. до 2586,8 тыс., а в 2015-м – до 2366,7 тыс., что всего на 24,3 тыс. больше, чем в 2010-м. За это время доля граждан РБ среди постояльцев снизилась с 71,1 до 63,6%, а иностранцев – выросла с 28,9 до 36,4%, в т.ч. гостей из стран вне СНГ – с 6,9 до 8,3%

Если в 2011–2012 гг. численность размещенных лиц достигала 1738 тыс. и 1824,4 тыс. человек, то в 2014-м она упала до 1739,4 тыс., а в 2015-м – 1606,1 тыс. человек, т.е. сократилась на 1,6% по сравнению с 2010 г. Таким образом, всего за 3 года число клиентов гостиниц упало на 11%. При этом выручка гостиниц, которая в 2010–2014 гг. плавно росла в долларовом эквиваленте (по среднегодовому курсу), в прошлом году рухнула почти в 1,5 раза. Причиной такого обвала была не только девальвация, но и дефицит постояльцев: коэффициент загрузки белорусских гостиниц упал с 45% в 2010 г. до 34% в 2014-м и 29% в 2015-м (см. рис. 2).

Вероятно, на загрузку гостиниц влияет конкуренция индивидуальных средств размещения. В частных квартирах, домах, сельских усадьбах, коттеджах в 2014 г. размещалось 506 тыс. человек, в 2015-м – уже 531,4 тыс., а выручка от такой деятельности выросла на 14,3%, до 408 млрд. Br. Неудивительно, что в прошлом году уже поступали предложения как-то ограничить бизнес по краткосрочной сдаче жилья внаем.

Как видим, чемпионат мира по хоккею не привел к заметному росту въездного туризма и доходов от него, а созданная к этому событию инфраструктура остается незагруженной. Такое состояние рынка заставляет девелоперов задуматься над целесообразностью не только строительства новых отелей, но и завершения ранее начатых проектов, а также над окупаемостью уже эксплуатируемых объектов.

 

Автор публикации: Роман КУНИЦКИЙ