Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №54(2748) от 23.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1549
EUR:
3.4348
RUB:
3.5835
Золото:
243.79
Серебро:
2.95
Платина:
97.88
Палладий:
93.22
Назад
Туризм
12.04.2024 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №28(2722) от 12.04.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Развитие делового туризма: какие перспективы есть у Беларуси

Фото: imghub.ru

Сфера делового туризма во время пандемии 2020 г. пострадала очень сильно: мероприятия массово отменяли или переводили в онлайн. В последние годы этот сегмент рынка начал возвращать позиции. При этом белорусский турсектор (в т.ч. и деловой туризм) в основном фокусируется на России и странах СНГ. Беларусь сейчас намерена активно участвовать в перераспределении потоков деловых туристов из РФ, особенно из Москвы. Чтобы привлечь их, в Минск даже планируют запустить чартерную «Ласточку». Тема обсуждалась на пресс-конференции в Минске. «ЭГ» узнала подробности.

Действия регулятора

Воронович 1.jpg
        Ирина Воронович

В Беларуси на официальном уровне признано 13 видов туризма и каждый из них находится в ведении какого-то из госорганов. Развитие делового туризма курирует Минспорта. При минис­терстве создана рабочая группа, которая определяет правила игры на этом рынке. Возглавляет ее директор Департамента по туризму Минспорта Ирина Воронович. В ведомстве разработали дорожную карту, где прописали свое видение такого туризма. В документе выделено три основных раздела: организационные мероприятия, маркетинговые мероприятия и создание туристических продуктов. Отдельное внимание уделено также инвестиционным проектам в этой сфере.

Кроме того, при Совмине создана постоянная комиссия Межведомственного совета по вопросам выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности. Эта структура также занимается разработкой правил для рынка делового туризма. Входят в нее как представители власти, так и бизнес.

Одной из областей делового туризма считается MICE-туризм. Речь идет о проведении презентаций, переговоров, конференций, симпозиумов, конгрессов, корпоративных праздников для частных и государственных компаний и т.д. Во всем мире это направление тесно связано с гостиничным бизнесом. Большие отели считаются самыми удобными локациями для таких мероприятий.

В 2022 г. Национальное агентство по туризму разработало каталог по MICE-туризму, в котором содержится полный перечень объектов гостиничной и другой инфраструктуры, предназначенной для деловых гостей. Этот каталог постоянно обновляется. Потенциальные клиенты, заинтересованные в выборе площадки для проведения своего мероприятия, могут выбрать там подходящую локацию. Найти сертифицированную гостиницу можно и на сайте Нацагентства: там размещена вкладка «Сертифицированные туристические компании и средства размещения».

По информации регулятора, на 1 января 2024 г. в стране работало 600 гостиниц и других средств размещения. И. Воронович уточнила, что их единовременная вместимость составляет 38,5 тыс. человек. При этом действует четыре 5-звездочных гостиницы и гостиничных комплекса, десять 4-звездочных гостиниц, тридцать четыре 3-звездочных и две 2-звездочных гостиницы.

«У нас также есть гостиничные комплексы, где часто проходят мероприятия с большим количеством участников. Такие гостиницы позиционируют себя на рынке услуг гостеприимства как бизнес-отели и ориентируются на делового туриста. В Беларуси есть все возможности для проведения достойных деловых мероприятий», – отметила глава департамента.

Кроме того, в следующем году в Беларуси запланировано открытие Минского международного выставочного центра. Это событие ждут все участники рынка, т.к. новый объект серьезно повлияет на развитие белорусского делового туризма. В стране сейчас не хватает такой большой площадки для проведения выставок, конгрессов и других масштабных мероприятий.

Переключить потоки

Гулый (1).jpg
          Филиппа Гулого

По словам председателя Республиканского союза туристической индустрии Филиппа Гулого, с 2022 г. деловой туризм в Беларуси ожил, начал развиваться более активно. В белорусские компании сейчас поступает намного больше запросов на проведение разного рода MICE-мероприятий, чем в прошлом году.

Сейчас перед участниками рынка стоит несколько задач, на которые стоит обратить пристальное внимание. Первая связана с проведением крупных MICE-мероприятий для бизнеса из РФ. По словам Ф. Гулого, этот поток долгое время замыкала на себе Анталия. Кроме того, российских деловых туристов хотели бы заполучить и Баку, и Ташкент, и Самарканд, и другие города. При этом в любой из этих городов нужно лететь, а организовать перелет для 900–1000 сотрудников какой-нибудь крупной московской компании – удовольствие не из дешевых. Для этого понадобится несколько самолетов, несколько дней и немаленький бюджет. В Минск такую компанию доставить самолетами тоже не так просто, но у нас с Россией хорошо развито железнодорожное сообщение. Поэтому РСТИ сейчас ведет переговоры с РЖД, чтобы организовать чартерную «Ласточку». Такой поезд может за один раз перевезти около 900 человек, и заказчик сэкономит крупную сумму на дороге. При этом минские отели вполне способны принимать такое количество гостей и организовать им комфортное проживание.

По словам главы турсоюза, этот вопрос будет обсуждаться с российскими коллегами на туристической выставке «Отдых». «Бизнес в этом очень заинтересован, по идее в этом должна быть заинтересована и РЖД. Соответственно, это вопрос цены, договора, решения, кто будет основным оператором этой истории», – уточнил Ф. Гулый.

Если с РЖД удастся договориться, то Беларусь сможет предлагать московскому бизнесу очень интересные по цене и качеству варианты для проведения масштабных корпоративных мероприятий.

«Надеюсь, что где-то в июне – начале июля мы сможем сообщить позитивные новости», – подчеркнул глава РСТИ.

Еще одна задача отрасли, по мнению Ф. Гулого, – это грамотно организовать потоки гостей, которых можно отнести к категории бизнес-тревел. Фактически речь идет о командировках в Беларусь представителей деловых кругов и чиновников, в первую очередь – из России и стран СНГ (например, Азербайджана, Казахстана или Узбекистана). Такие поездки очень редко организуются через туркомпании, чаще клиенты просто бронируют отели через крупные агрегаторы. Поэтому стоит задача принимать таких гостей так, чтобы задержать их как можно дольше в стране. Предложить им помимо решения основных бизнес-задач еще и отдохнуть: речь идет о шопинге, экскурсионных программах, ресторанах и т.д.

Говоря о проблемах, требующих обсуждения и решения, глава РСТИ обратил внимание на определенные сложности во взаиморасчетах со странами СНГ, к примеру, с Узбекистаном или Азербайджаном. При этом некоторые банки в качестве эксперимента уже дали возможность рассчитываться в национальных валютах.

«Сейчас этот процесс только начинается, но он очень важен. И здесь, если мы сможем хорошо посчитать эти потоки и цифры, то сможем приблизиться к мечте 10-летней давности – перейти на расчет в национальных валютах и полностью уйти от доллара внутри СНГ», – заявил Ф. Гулый.

Тема взаиморасчетов в нацвалютах также будет обсуждаться во время выставки «Отдых».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений