$

2.2378 руб.

2.4334 руб.

Р (100)

3.4137 руб.

Ставка рефинансирования

8.75%

Проблемы и решения

Стратегическая отрасль?

28.06.2002
О состоянии отечественной пивоваренной отрасли мы уже писали. На сегодняшний день его можно назвать катастрофическим. Практически все заводы сейчас, в разгар сезона, не работают на свою полную мощность. Причина одна -- нет возможности реализовать произведенное пиво. Его больше не покупают так активно, как раньше. Потому что теперь есть альтернатива в виде вполне доступного по цене и гораздо более качественного импортного пива, которое поступает в Беларусь главным образом из России и Украины.

НЕУЖЕЛИ российские пивовары лучше белорусских? Сложно сказать о самих пивоварах, но очевидно, что россияне сегодня работают на совершенно ином технологическом уровне, чем их белорусские коллеги. Те пивоваренные предприятия, которые в России лидируют, были практически полностью реконструированы.

Чаще всего это происходило с участием капитала иностранных компаний, которые, разумеется, не могли обойти вниманием огромный российский рынок. Большое влияние на перестройку российской пивоваренной промышленности оказали компании Ваltiс Веvеrаgеs Ноlding АВ -- главный акционер компании "Балтика", Sun Intеrbrеw (сейчас этой компании принадлежат марки "Толстяк", "Клинское", Stеllа Аrtоis), Sоuth Аfriсаn Вrеwеriеs ("Золотая бочка") и другие. Однако на сегодняшний день ситуация выглядит несколько иначе: продолжают развитие российского пивоварения уже сами российские компании.

Яркий пример -- лидер пивного рынка России компания "Балтика", которой по результатам 2001 года принадлежит втрое большая доля рынка, чем ближайшему конкуренту. Свою историю компания ведет с 1990 года. Бизнес молодой компании пошел в гору с 1992 года, когда предприятие было преобразовано в акционерное общество. Первая инвестиционная программа с участием капитала иностранных партнеров была реализована в 1993--1996 годах. За этот период не только существенно расширились мощности завода, но и фактически полностью обновилось оборудование. Необходимо отдать должное менеджерам "Балтики": им удалось за относительно короткий срок выстроить эффективную систему управления большим предприятием, которая позволяла заводу развивать сбыт в разных регионах России.

В1996 ГОДУ в России были введены специфические ставки акциза на пиво. Сразу после этого российский пивной рынок стал расти как на дрожжах. В отрасль было вложено около 1,6 млрд. USD, а объем производства увеличился почти в три раза -- с 21 млн. до 62 млн. гектолитров в год.

К 1997 году "Балтика" уже была одним из лидеров российского рынка пива: компании принадлежало более 10% этого рынка. В то время другие иностранные компании по сути только начинали вкладывать деньги в реконструкцию российских пивзаводов, и во многом толчком к началу этой работы для них послужил успех именно "Балтики".

Уже с 1997 года "Балтика" начинает расширять свой бизнес, рассматривая варианты реконструкции новых пивзаводов собственными силами. Первым самостоятельным инвестиционным проектом "Балтики" стал завод "Новая Заря" в Ростове-на-Дону. К 1997 году это предприятие, построенное по типовому чешскому проекту в 1974 году, несло очень большие убытки. В ходе трех этапов реконструкции на заводе, который получил название "Балтика-Дон", были полностью переоснащены варочный и бродильный цеха, установлена новая линия фильтрации пива, модернизировано оборудование элеватора, смонтированы и запущены в эксплуатацию новые цилиндро-конические танки. Сейчас производственные мощности предприятия -- 20 млн.дал пива в год, по объемам производства пива это 7-е место в России.

В 1998 году "Балтика" начинает второй инвестиционный проект -- на заводе "Тульское пиво" в Туле. С 1998 по 2002 годы производственная мощность предприятия была увеличена почти в 5 раз (с 9 до 44 млн. дал пива в год), объем продаж вырос в 4,2 раза (с 8,2 до 34 млн. дал пива в год).

Сейчас "Балтика" продолжает развиваться, строя новые заводы в Самаре и Хабаровске и укрепляясь на внешних рынках. Известно о проектах, которые возможны в Украине, Прибалтике, Киргизии, однако наиболее близок к реализации проект в Минске, где, как известно, начата реконструкция крупнейшего белорусского пивоваренного завода "Криница". Он, кстати, для "Балтики" является в чем-то повторением пройденного, так как построен по тому же проекту и в том же году, что и завод в Ростове-на-Дону.

Сегодня в России и других странах СНГ потребление пива растет. Это, безусловно, приведет к дополнительным инвестициям со стороны основных участников рынка. По некоторым прогнозам, за 2002--2004 годы в пивоваренную отрасль России будет вложено как минимум 1,3 млрд. USD. Такой уровень инвестиций на данный момент могут обеспечить очень немногие отрасли российской экономики, и вовсе не по причине слабости экономики России в целом. Дело в том, что пивоваренная отрасль традиционно прибыльна во всем мире. Представьте себе, какие инвестиции в пивоварение идут в Европе, если годовой уровень потребления пива на душу населения там сейчас в среднем в 2--3 раза выше, чем в России. Российская пивоваренная отрасль уже сегодня прочно удерживает третье место среди всех отраслей по объемам отчислений в бюджеты всех уровней. Поэтому вполне можно сказать, что кроме нефти и газа у России появился еще один стратегический продукт -- пиво.

А ТЕПЕРЬ попробуем спроецировать ситуацию на белорусские условия: возможно ли, чтобы пивоварение стало у нас ну пусть не третьей, а хотя бы пятой по доходности отраслью? Почему бы и нет -- для этого надо "всего лишь" производить очень много пива и поставлять его не только на внутренний рынок, но и на экспорт.

"Балтика" -- это первая из российских и вообще иностранных компаний, пришедшая в нашу страну с серьезными инвестициями (первые два этапа реконструкции "Криницы" -- 50 млн. USD). Учитывая активное развитие "Балтикой" экспорта логично предположить, что завод в Минске нужен компании не только чтобы обеспечить пивом белорусский рынок, но и чтобы поставлять его на рынки стран Балтии, в Украину, а также в Центральную и Восточную Европу. Если завод заработает на полную мощность (после первого этапа реконструкции она составит 10 млн. дал в год, после второго -- 20--30 млн. дал), налоги от продажи его продукции принесут белорусскому бюджету огромные деньги. Но главное в том, что "Балтика", как это ей уже привычно, становится пилотом-испытателем: в случае успеха проекта на "Кринице" к нам со своими инвестициями придут и другие компании, которые пока только рассматривают планы относительно Беларуси. Поэтому есть большая вероятность того, что в отношении пивоваренной отрасли Беларусь вопреки своему обыкновению не будет исключением из общепринятых правил.

Автор публикации: Владимир ШТОЛЬЦ


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы