$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Фондовый рынок

Срочно требуется развитие

05.04.2016

На очередном заседании Консультативного совета при Национальном банке, состоявшемся 31 марта, обсуждались перспективы развития рынка ценных бумаг в связи с изменением действующего законодательства в этой сфере. Действительно, формальные институты функционирования фондового рынка в нашей стране, казалось бы, полностью выстроены. Но воспользоваться ими бизнес почему-то не торопится.

Рынок ценных бумаг обладает значительным потенциалом для решения задач финансирования национальной экономики, заявил председатель Правления Нацбанка Павел Каллаур, открывая заседание. Однако сегодня этот потенциал используется субъектами хозяйствования далеко не в полной мере. По мнению главы Нацбанка, ряд существенных изменений, внесенных в последнее время в законодательство, регулирующее деятельность финансовых рынков, включая рынок ценных бумаг, может оказать положительное влияние на эффективность функционирования национальной экономики и способствовать решению таких актуальных задач, как привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и повышение их эффективности, максимальное вовлечение в финансирование производства имеющихся внутренних ресурсов, реструктуризация долговых обязательств предприятий, в т.ч. с использованием небанковских источников финансирования, совершенствование инфраструктуры  финансового рынка и улучшение инвестиционного имиджа страны.

Надо полагать, речь идет, прежде всего, о Законе от 5.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг», вступившем в силу в начале января. Впрочем, пока незаметно, чтобы субъекты хозяйствования активно занялись привлечением капитала с помощью акций и облигаций или вложением средств в эти или какие-либо другие финансовые инструменты.

Например, объем операций с государственными ценными бумагами на БВФБ в прошлом году составил около 15,9 трлн. Br, с корпоративными долговыми ценными бумагами – 40,1 трлн., а в I квартале т.г. – 4,7 трлн. и 8,6 млрд. Br соответственно. При этом сделки с акциями на бирже составили только 201,6 млрд. Br и 52,7 млрд., причем все они совершались на вторичном рынке. Более чем скромное место занимают операции с производными инструментами: БВФБ зафиксировала в прошлом году сделки с фьючерсами на 16,1 млрд. Br (на валютные инструменты). Но в I квартале т.г. ничего подобного уже не встречалось.

Выступая перед членами Консультативного совета, директор Департамента по ценным бумагам Минфина Сергей Сушко подвел краткие итоги выполнения Программы развития рынка ценных бумаг на 2011–2015 годы, дал характеристику нынешней ситуации на национальном рынке ценных бумаг, обозначил тенденции его развития и проблемы, препятствующие эффективному функционированию рынка.

Особое внимание на заседании было уделено принятым и планируемым новациям в законодательстве о рынке ценных бумаг, готовящимся проектам нормативных правовых актов в этой сфере, в т.ч. об инвестиционных фондах, о секьюритизации и т.д., а также основным направлениям дальнейшего развития рынка. Рекомендации, выработанные по итогам заседания, должны быть учтены заинтересованными органами государственного управления в ходе разработки и реализации мероприятий по развитию финансового сектора республики.

Напомним, в упомянутой программе первым среди факторов, препятствующих развитию рынка корпоративных ценных бумаг, была названа недостаточная активность процессов приватизации. Именно это не позволяет использовать потенциал рынка акций для трансформации сбережений, в т.ч. граждан республики, в инвестиции, а также является препятствием для привлечения в экономику страны иностранных портфельных и прямых инвестиций. В числе других препятствий указывались отсутствие значимых для развития рынка ценных бумаг инфраструктурных институтов, таких как инвестиционные фонды различных типов, недостаточное количество обращающихся инструментов и участников, что приводит к низкому уровню ликвидности такого рынка, дисбалансы между темпами и объемами развития рынков государственных и корпоративных ценных бумаг, а также внутри корпоративного сегмента рынка ценных бумаг.

Последнее проявлялось в опережающем развитии сегмента банковских ценных бумаг по сравнению с сегментом ценных бумаг небанковских организаций. Отмечалась также незаинтересованность белорусских предприятий в самостоятельном публичном привлечении инвестиций с использованием инструментов рынка ценных бумаг (главным образом акций и облигаций) ввиду исторически сложившейся практики привлечения ресурсов посредством получения банковских кредитов.

Еще одной проблемой был назван низкий уровень прозрачности рынка ценных бумаг из-за незаинтересованности эмитентов в раскрытии информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности, значимых корпоративных событиях в соответствии с международными стандартами, низкого уровня финансовой грамотности и недостаточного осознания ими потенциала рынка ценных бумаг как механизма привлечения инвестиций. В придачу, в программе признавался недостаточный уровень защиты прав и законных интересов инвесторов, прежде всего акционеров, обусловленный несоблюдением акционерными обществами признанных в международной практике принципов корпоративного поведения, что также является препятствием для привлечения инвестиций. Наконец, развитию фондового рынка мешало отсутствие национальной системы рейтингования эмитентов ценных бумаг, а также практики самостоятельного получения эмитентами (за исключением банков) международных кредитных рейтингов, применения МСФО и прохождения международного аудита, что является препятствием к выходу организаций республики на международные финансовые рынки.

Какие из этих проблем решены за прошедшие 5 лет? В отношении приватизации каких-либо подвижек, кроме словесных интервенций, не заметно. То же можно сказать и о степени заинтересованности белорусских предприятий в фондовом рынке. Насчет защиты прав и интересов инвесторов можно поспорить. С одной стороны, с внесением изменений в Закон «О хозяйственных обществах» некоторые сдвиги произошли. Но пока неизвестно, сочтут ли их инвесторы достаточными.

Есть определенные изменения в системе налогообложения доходов от операций с ценными бумагами, но пока также неясно, станут ли они значимым стимулом для более активного использования старых и внедрения новых финансовых инструментов.

Государство предложило бизнесу правовые рамки для использования некоторых финансовых инструментов. Но, к примеру, незаметно, чтобы кого-либо заинтересовали возможности, открывшиеся с появлением Указа от 17.02.2015 № 69 «Об использовании векселей», а о перспективах реализации Указа от 3.03.2016 № 84 «О вопросах эмиссии и обращения акций с использованием иностранных депозитарных расписок» говорить пока рано.

Автор публикации: Константин АЛЕХИН


Финансы: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях