Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Образование
01.03.2013 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

СОКРАЩЕНИЕ ДЛЯ ВУЗА©

Оптимизация сроков обучения и вузовских программ, начавшаяся в сентября прошлого года, встречена в обществе неоднозначно. Если многих студентов, особенно тех, кто учится платно, радует перспектива сокращения учебы на год, то некоторых специалистов беспокоит, как скажутся такие нововведения на качестве знаний. Как будет проходить вузовская реформа? Останутся ли в стране элитные вузы, к числу которых сегодня в первую очередь относится Белорусский государственный университет? Свою точку зрения на ход и перспективы реформы высказывает депутат Палаты представителей Национального собрания 2–4 созывов, заслуженный учитель Республики Беларусь Владимир ЗДАНОВИЧ.

Оптимизация сроков обучения и вузовских программ, начавшаяся в сентября прошлого года, встречена в обществе неоднозначно. Если многих студентов, особенно тех, кто учится платно, радует перспектива сокращения учебы на год, то некоторых специалистов беспокоит, как скажутся такие нововведения на качестве знаний.

 

Как будет проходить вузовская реформа? Останутся ли в стране элитные вузы, к числу которых сегодня в первую очередь относится Белорусский государственный университет?

 

Свою точку зрения на ход и перспективы реформы высказывает депутат Палаты представителей Национального собрания 2–4 созывов, заслуженный учитель Республики Беларусь Владимир ЗДАНОВИЧ.

Сокращение срока обучения в вузах для получения степени специалиста до 4 лет коснется около 60% специальностей, в основном педагогического, экономического, технического профиля. Высказываются опасения, что студентам будет сложно усвоить пятилетнюю программу за 4 года. На мой взгляд, эта микрореформа, в отличие от многих предыдущих, позволила не только изменить формальную схему обучения, но и по-новому взглянуть на содержание вузовской учебы.

О ТОМ, что почти все учебные планы требуют пересмотра, а по большинству специальностей — обновления, говорилось давно. Но более внимательный анализ выявил, что, например, некоторые дисциплины были введены внутренними вузовскими приказами и постановлениями Минобразования. Например, во многих учебных заведениях читаются «Основы экологии и энергосбережения», «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций», «Охрана труда», «Основы управления интеллектуальной собственностью» — всего 154 часа. Хотя большинство их можно объединить в один интегрированный курс гораздо меньшей продолжительности.

При общем сокращении сроков обучения количество учебных часов непосредственно по специальности можно даже увеличить (по расчетам — на 100–300 часов) за счет оптимизации и исключения дублирования изучаемого, исключения предметов специализации, а также переноса отдельных тем и спецразделов на уровень магистратуры. Ни к чему также изучать в вузах то, что уже прошли в школе.

Планируется, что с третьего курса студенты станут стажироваться на производстве. Там они на договорной основе будут проходить практическое обучение и готовить дипломные и курсовые проекты, направленные на решение научно-прикладных и производственных задач.

Таким образом, существует реальная возможность подготовки в более короткие сроки дипломированного специалиста с той же квалификацией, что и при 5-летнем обучении. Кстати, уже сейчас в системе высшего образования страны имеется 18% специальностей со сроком обучения менее 5 лет, из них 51 специальность — со сроком обучения 4 года, 18 — 4,5 года.

Назову еще один плюс: многие иностранцы приехали бы учиться именно в Беларусь, но выбирают другие страны, где учебный цикл короче.

Почему-то, говоря о сокращении на год сроков обучения, часто забывают, что на самом деле происходит переход на 6-летнюю двухступенчатую систему образования по схеме: 4 года обучения на первой ступени с присвоением квалификации «специалист» и 2 года — на второй ступени с присвоением академической степени «магистр». Магистратура будет развиваться в двух направлениях: научно-ориентированном — подготовка для занятия научной и педагогической работой и практико-ориентированном — углубленная подготовка по специальности. Минтруда и соцзащиты уже подготовило предложения по внесению изменений в квалификационный справочник должностей служащих, где указано, какие должности может занимать выпускник первой и второй ступеней высшего образования. Думаю, понятно, у кого должность будет выше. Кроме того, от тривиального массового высшего образования мы, наконец, сможем перейти к подготовке через магистратуру настоящей научной, педагогической и производственной элиты. И если, к примеру, в магистратуру будут поступать около 20–30% выпускников первой ступени, то вдобавок мы вернем высшее образование на тот уровень, когда диплом магистра будет цениться, хотя бы так, как вузовский диплом в советские времена. К сведению, сейчас в белорусских вузах обучается около 428 тыс. студентов, в то время как в советские годы их было около 120 тыс.

НО ВООБЩЕ-ТО каждый белорусский вуз должен развиваться по своей схеме. Тем более что по действующему законодательству они подразделяются на классические и профильные университеты, институты и высшие колледжи. Кроме того, им может быть предоставлен статус ведущего учреждения в системе высшего образования и (или) в отрасли. Мы присматриваемся к зарубежному опыту, где зачастую университеты сами выбирают программу своего развития. Например, в университете архитектуры, строительства и геодезии Софии было принято решение об общем 5-летнем обучении и подготовке только магистров, поскольку на этих выпускниках лежит большая ответственность, в т.ч. за человеческие жизни.

К тому же даже в одном вузе осваиваемые специальности иногда имеют разный уровень сложности. Это надо учитывать и не подгонять сроки обучения под один шаблон. К примеру, нет полной уверенности в безопасности населения при работе на АЭС ядерщиков с 4-летним сроком обучения в вузе. Не зря же и в Кодексе об образовании установлено, что срок получения высшего образования I ступени по наиболее сложным специальностям, определяемым правительством, может быть увеличен на один год.

Скажем, БГУ числится в лидерах не только в Беларуси, но и среди университетов СНГ. Учиться в нем престижно, это пример классического университета, в котором все годы готовили специалистов с широким кругозором, хорошими фундаментальными и общепрофессиональными знаниями. Тем не менее и БГУ с 2013 г., как и другие университеты, деятельность которых носит более прикладной характер, по большинству специальностей уменьшает сроки обучения на полгода, год.

РАЗУМНО ли это? С точки зрения единства подходов к высшему образованию, построения единого образовательного пространства в Союзном государстве (период получения высшего образования синхронизирован с соответствующими специальностями в вузах РФ) — может быть, и да. А с точки зрения сохранения престижа? Например, Санкт-Петербургскому и Московскому государственным университетам присвоен особый статус «уникальных научно-образовательных комплексов, старейших вузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества». Санкт-Петербургский университет предлагает для обучения бакалавриат (4 года), специалитет (5 лет) и магистратуру (2 года). А МГУ с 2011 г. в соответствии с собственной программой развития до 2020 г. начал 6-летнюю подготовку студентов.

Возможно, и нам стоило бы позаимствовать этот опыт для БГУ. Есть и другой вариант — значительно увеличить количество мест в магистратуре этого университета. А главное — дать возможность хотя бы этому вузу повысить требования к уровню знаний абитуриентов, выйдя за рамки стандартных правил приема.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений