Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проблемы и решения
20.01.2009 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

С широко закрытыми глазами

Одним из самых значимых событий прошедшего года стала ноябрьская встреча лидеров 20 крупнейших стран мира. Обсуждая проблемы мировой экономики, участники саммита особое внимание уделили бухучету, которому посвящена почти четверть итогового докум...

Одним из самых значимых событий прошедшего года стала ноябрьская встреча лидеров 20 крупнейших стран мира. Обсуждая проблемы мировой экономики, участники саммита особое внимание уделили бухучету, которому посвящена почти четверть итогового документа. Его содержание весьма актуально и для Беларуси.

Сегодня в нашей стране тоже ведется работа над изменением бухгалтерского законодательства. При этом государство пытается его, с одной стороны, упростить, а с другой — решить бухгалтерскими методами отнюдь не учетные проблемы. Впрочем, в таких попытках мы не одиноки.

В декларации «двадцатки» отмечалось, что в последние 10 лет в условиях быстрого глобального роста, увеличивавшихся потоков капитала и длительной стабильности участники рынка, стремясь к получению высоких прибылей, не учитывали должным образом имеющиеся риски и действовали без надлежащего предварительного анализа. В то же время слабые нормы в отношении гарантий, непродуманные методы управления рисками, растущая сложность и непрозрачность финансовых продуктов, чрезмерное использование кредитов для биржевой игры привели к появлению в этой системе уязвимых мест. Политики, регулирующие и контрольные инстанции в ряде развитых стран, должным образом не учитывали и не боролись с нарастающими рисками на финансовых рынках, не шли в ногу с финансовыми инновациями и не принимали во внимание системных последствий мер регулирования, осуществляемых на национальном уровне.

Одним из главных принципов реформирования финансовых рынков в декларации G20 названо повышение транспарентности (прозрачности) и подотчетности, в т.ч. путем обеспечения полного раскрытия компаниями точных сведений об их финансовых условиях и снижения рисков. Одними из основных шагов в этом направлении должны стать пересмотр, согласование глобальных стандартов бухгалтерской отчетности, их повсеместное применение и соблюдение. Участники саммита обратились к их разработчикам с предложением уже до 31 марта 2009 г. начать работу над определением более четких руководящих принципов оценки стоимости ценных бумаг, устранением слабых мест в бухгалтерских стандартах и в раскрытии информации по внебалансовым и сложным финансовым инструментам.

Наша хата с краю

Задолго до нынешнего кризиса Беларусь благополучно проспала фундаментальные изменения в мировом бухучете и аудите, происшедшие в 2002-2005 гг., не зря названные «революцией в корпоративной отчетности». Остались незамеченными коррективы в МСФО, вступившие в силу с 1.01.2005 г. и 1.01.2009 г. Тем временем большинство стран мира — от США до Китая — признало необходимость приведения своих бухгалтерских стандартов в соответствие с МСФО и определило пути и сроки этих процессов, сознавая, что для этого требуются годы труда и миллионы долларов. Нынешний мировой кризис дал дополнительные стимулы для ускорения внедрения МСФО и их совершенствования. Тем временем у нас весь прошедший год прошел в разговорах о необходимости некоего упрощения бухучета. Однако, сознавая необходимость перемен, ни правительство, ни бизнес, ни сами бухгалтеры не озаботились серьезным изучением проблемы и путей ее решения. Ведь если численность учетных работников в стране выглядит излишней, то это обусловлено в первую очередь требованиями государства к учету и оформлению хозяйственных операций, невероятным количеством бланков строгой отчетности и прочих первичных документов, форм статистической и прочей отчетности, в которых зачастую повторяется информация, которую вполне можно получить из бухгалтерской отчетности. Но пока достоверность последней приоритетом не является, она утратила значение главного источника сведений, необходимых для управления предприятиями. И причиной тому не низкая квалификация бухгалтеров, а нормы законодательства, зачастую игнорирующие экономический смысл хозяйственных операций ради решения сиюминутных социально-политических и ведомственных интересов. Неудивительно, что проблема бухучета стала серьезным (хотя, конечно, не единственным) препятствием для реализации планов привлечения инвестиций и развития фондового рынка в Беларуси.

Ну-ка, все вместе

Тем временем другие страны не сидели сложа руки. Евросоюз де-факто признал национальные учетные стандарты Канады, Китая, Японии, Южной Кореи и Индии соответствующими МСФО. Россия изменила в прошлом году ряд своих ПБУ в рамках реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утв. приказом Минфина РФ от 1.07.2004 № 180. Правительство Украины распоряжением от 24.10.2007 № 911-р приняло Стратегию применения МСФО в развитие закона «Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского союза», где бухучет определен одним из приоритетных сфер евроинтеграции. Между тем в Беларуси тихо умерла, не оставив наследников, Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета, утв. постановлением Совмина от 4.05.1998 № 694, декларировавшая переход на МСФО с 1 января 2008 г., которому не суждено было осуществиться. Теперь участники саммита G20 призвали власти всех стран использовать передовой опыт регулирования в области стандартов бухучета и аудита, а страны с развитой экономикой, МВФ и другие международные организации — помочь странам с развивающейся экономикой привести свое законодательство в этой сфере в соответствие с такими стандартами. Не воспользоваться ли и нам этим приглашением?

Какой же отклик находит в Беларуси призыв декларации G20 к органам регулирования «следить за тем, чтобы финансовые отчеты компаний включали в себя полное, достоверное и своевременное описание ее деятельности», сведения о рисках и потерях в соответствии с международной передовой практикой?

Проще не бывает

Поиском путей упрощения бухучета с прошлого года озабочены не только министерства, но и ряд созданных по инициативе Совмина рабочих групп. Скажем, планируется внести изменения в ряд инструкций, дать в Законе «О бухгалтерском учете и отчетности» определение МСФО, принципов ведения бухучета и составления отчетности, видов стоимости, индивидуальной и консолидированной отчетности. Предполагается определить порядок составления отчетности по МСФО белорусскими компаниями, ее аудита и публикации. Но сам по себе этот шаг ничего не меняет. Чтобы реформа бухучета стала реальностью, необходимо внести изменения в кодексы, законы, указы и декреты, постановления правительства и министерств, регламентирующие в той или иной степени учет доходов и расходов, курсовых разниц, признание и оценку активов и обязательств. Только после этого удастся реализовать принципы и методы МСФО в инструкциях Минфина. Но изменение методологии бухучета существенно повлияет на налоги, цены, статистику, корпоративные отношения. Следовательно, потребуются корректировки и в этих сферах, масштабная переподготовка бухгалтеров и ревизоров, для которой сегодня не хватает ни квалифицированных преподавателей, ни средств. Впрочем, предприятия и бухгалтеры мало заинтересованы в решении столь глобальных проблем, тем более за свой счет — ведь ни цели, ни последствия им никто не объяснял…

Пока же государство, требуя упрощения бухучета, не готово ограничить интересы контролеров, для которых любая неточность в «первичке» или проводках — повод для наложения штрафа, даже если никакого ущерба бюджету или собственникам нет. Зато сегодня поступают предложения отменить переоценку основных средств, а заодно — на годик приостановить начисление их амортизации — «в целях улучшения финансового положения предприятий». Такие «антикризисные меры» вместе с сохранением действующего порядка учета курсовых разниц обеспечивают лишь масштабную фальсификацию финансовых результатов и реальной стоимости имущества (что в США и ЕС уголовно наказуемо).

Ведь от того, что мы откажемся признавать какие-либо расходы (которые все равно никуда не денутся) или «размажем» их на несколько лет, вместо того чтобы признать сразу, как требует теория бухучета, подтвержденная 500-летней практикой, лучше не станет никому. Кроме тех, кто, отчитавшись за подобную липу, получит премии — относимые, кстати, на себестоимость. Заодно, не начислив амортизацию, предприятия заплатят больше налогов. И будут потом любоваться извечным бухгалтерским парадоксом: почему при та-а-кой прибыли по отчету у нас опять нет денег на расчетном счете?

* * *

Кстати, призывы лидеров G20 не произвели на Совет по МСФО (IASB) и американский Совет по стандартам финансовой отчетности (FASB) особого впечатления. Их руководители сэр Дэвид Твиди и Роберт Херц заявили, что эти организации заняты множеством слишком важных проектов, чтобы бросать их ради пожеланий политиков. А наделать в спешке ошибок в сложных вопросах бухучета IASB не хочет. Если же менеджеры не желают руководствоваться существующими разработками, заявил Д.Твиди, то бухгалтеры в этом не виноваты. Они лишь фиксируют кризисные явления, а не порождают их. Есть ведь и такое конкурентное преимущество — смотреть правде в глаза. Но не у всех хватает духу им воспользоваться. Ведь можно и всемирное тяготение запретить — только падать вверх все равно не получится…

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений