С претензией на точность

Соблюдение претензионного порядка урегулирования спора не является формальностью. В полной мере это касается и оформления самой претензии. Несмотря на отсутствие типовой формы, содержание этого документа должно соответствовать требованиям приложения № 1 к ХПК.
Законодательством или договором (если это не противоречит законодательству) может быть предусмотрено урегулирование спора между сторонами до обращения в суд (п. 2 ст. 10 ГК). До обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) ИП, обязательно предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором.
Порядок предъявления претензии устанавливается договором или приложением № 1 ХПК. Согласно п. 1 этого документа, лицо, чьи права или законные интересы нарушены, с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав или интересов обязано предъявить ему претензию (письменное предложение о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено законодательными актами или договором.
В приложении № 1 к ХПК изложены требования к содержанию претензии и перечню прилагаемых к ней документов. В частности, в претензии указываются:
– фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
– дата предъявления претензии;
– обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
– доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
– требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
– сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
– банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
– перечень документов, прилагаемых к претензии.
Кроме того, по желанию в претензии могут указываться предложения о разрешении спора с участием медиатора, о заключении третейского соглашения, о назначении примирительной процедуры в случае обращения в суд и о выборе вида судопроизводства.
К претензии прилагаются копии документов, обосновывающие и подтверждающие предъявленные требования, либо выписки из них, которые отсутствуют у получателя. Подписывается претензия заявителем или его представителем. Несоблюдение требований, предъявляемых законодательством к претензии, не позволяет считать соблюденным сам претензионный порядок.
Например, экономическим судом было рассмотрено дело по иску ЧУП «А» к КУП «Б» о взыскании 45 млн. BYR основного долга за поставленные товары. В обоснование требований истец ссылался на содержание договора, ТТН, факт неоплаты товара ответчиком в полном объеме. Истец в поданном ко дню заседания ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, свои требования поддержал.
Ответчик в отзыве указал на несоблюдение истцом претензионного порядка урегулирования спора.
Рассмотрев материалы дела, экономический суд установил, что истцом, в обоснование соблюдения претензионного порядка урегулирования спора была представлена претензия и доказательства ее вручения ответчику. Ответчик не оспаривал ее получение. Но в претензии отсутствовали сведения об обстоятельствах, на основании которых предъявлена претензия, подтверждающие их доказательства, требования заявителя со ссылкой на законодательство, его банковские реквизиты и перечень прилагаемых документов.
Между тем, все эти сведения согласно приложению № 1 к ХПК должны содержаться в претензии.
Согласно ст. 151 ХПК, суд, рассматривающий экономические дела, оставляет исковое заявление (заявление, жалобу) без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором.
Поэтому исковое заявление было оставлено судом без рассмотрения.
Следует также обратить внимание на срок рассмотрения претензии. В частности, в соответствии с приложением № 1 к ХПК претензия направляется получателю заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись. Получатель в месячный срок со дня получения претензии, если иной срок не установлен законодательством или договором, письменно уведомляет заявителя о результатах рассмотрения претензии. Ответ подписывается получателем или его представителем и направляется заявителю также заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись.
Таким образом, обращение с иском в суд, рассматривающий экономические дела, возможно лишь после истечения срока для рассмотрения претензии. Оставленная без ответа по истечении указанного срока претензия может служить доказательством признания (неоспаривания) получателем требований, заявленных в порядке приказного производства.