$

1.8598 руб.

2.0868 руб.

Р (100)

3.2799 руб.

Ставка рефинансирования

14.00%

Инфляция

0.70%

Базовая величина

23.00 руб.

Бюджет прожиточного минимума

180.10 руб.

Тарифная ставка первого разряда

31.00 руб.

Проблемы и решения

Росту экономики мешают структурные недостатки

19.05.2017

Росту экономики мешают структурные недостаткиВ текущем году в Беларуси ожидается снижение ВВП на 0,4%, а затем – умеренный рост на 0,7% в 2018 г. и 1,2% в 2019-м, говорится в очередном обзоре Всемирного банка. Столь медленное восстановление экономики объясняются сохранением структурных недостатков и сжатием внутреннего спроса.

Аналитики ВБ признают, что падение белорусской экономики замедлилось уже в IV квартале 2016 года, а в I квартале т.г. наметилась стабилизация: реальный ВВП вырос на 0,3% – впервые за последние 2 года. Корректировка во внешнем секторе была обеспечена за счет значительного сокращения совокупных расходов при сложной внешнеэкономической конъюнктуре. Ее масштабы позволяет оценить анализ дефицита счета текущих операций, который сократился с 5,2 млрд. USD в 2014 г. до 1,7 млрд. (около 3,6% ВВП) в 2016-м. Кроме того, наблюдались ужес­точение бюджетно-налоговой политики и снижение банковского кредита в реальном выражении примерно на 10% в 2016 г. и почти на 20% в январе–марте т.г. В годовом выражении темпы инфляции замедлились до 7,6%, а белорусский рубль между I кварталом 2016 и 2017 г. ослабился к российскому рублю на 14,8%, но укрепился к доллару США на 8%.

В прошлом году реальные доходы консолидированного бюджета упали на 0,7%, а расходы на обслуживание госдолга выросли почти на 17%. Это заставило урезать на 11% капитальные расходы и на 1,5% сократить фонд оплаты труда бюджетников. Тем не менее, полагают в ВБ, последствия прошлой экспансионистской политики продолжают влиять на квазифискальный дефицит, который приблизительно можно оценить в 2014–2016 гг. на разнице между увеличением валового непогашенного долга сектора органов госуправления (17,1% ВВП) и суммой совокупных показателей сальдо консолидированного бюджета (4,1% ВВП).

В обзоре ВБ отмечается снижение доходов домохозяйств вследствие низкого спроса на рынке труда и реальных доходов населения. До сих пор рост официального уровня бедности был невелик и сдерживался за счет повышения годовых расходов на адресную социальную помощь на 10%. Чтобы компенсировать снижение доходов, домашние хозяйства продолжают тратить свои валютные сбережения: в 2016 г. продажа иностранной валюты на чистой основе выросла на 5,6% до 1,9 млрд. USD.

Урегулирование нефтегазового спора с Россией позволяет рассчитывать на дополнительную финансовую поддержку. Это, по мнению ВБ, позволит Беларуси пролонгировать свой долг перед Россией, увеличить поступления вывозных пошлин на нефтепродукты и укрепить международные резервы.

ПО прогнозу ВБ, в 2017–2019 гг. восстановление роста в обрабатывающей промышленности будет происходить на фоне постепенного оживления внеш­него спроса. Но структурные недостатки будут снижать конкурентоспособность. Внутренний спрос останется ограниченным, поскольку низкие объемы инвестиций приведут к недоиспользованию мощностей и низким темпам роста выпуска и доходов. При этом Беларусь по большинству макроэкономических параметров, по прогнозам ВБ, не достигнет уровня 2014 года (см. таблицу):

Параметры

 

Прогноз

2014

2015

2016

2017

2018

2019

ВВП, в постоянных рыночных ценах

1,7

-3,9

-2,6

-0,4

0,7

1,2

Частное потребление

4,3

-2,4

-5,8

-0,1

0,2

1,1

Государственное потребление

-2,0

-0,4

-4,7

1,2

-3,1

-1,3

Валовое накопление основных фондов

-5,3

-15,9

-18,4

-12,2

3,9

5,8

Инфляция (индекс потребительских цен)

18,1

13,5

11,8

 

 

 

Экспорт товаров и услуг, изменение в %

5,3

-2,0

-0,8

-0,1

2,8

3,8

Импорт товаров и услуг, изменение в %

2,4

-8,5

-3,1

-1,1

2,4

3,2

Сальдо счета текущих операций, % ВВП

-6,9

-3,7

-3,6

-3,8

-3,8

-3,7

Счет операций с капиталом и финансовых операций, % ВВП

7,5

4,3

4,2

4,4

4,4

4,3

Сальдо бюджета, % ВВП (исключая квазифискальные расходы)

1,1

1,2

1,6

0,7

0,9

1,3

Долг сектора органов госуправления, % ВВП

38,8

47,7

47,7

50,9

54,2

55,9

Уровень бедности (5 USD в день, по ППС)

0,3

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

Для того чтобы избежать ловушки низкого роста, необходимо увеличение производительности. На презентации об­зора 15 мая экономист ВБ Кирилл Гайдук отметил, что повышение средней зарплаты до 500 USD – «крайне сложная задача для всей экономики», но на уровне отдельных предприятий ее решить реально.

Сохранятся значительные негативные риски. Это прежде всего риск неупорядоченной ликвидации дисбалансов в финансовом секторе, если не будут выработаны механизмы решения проблем неплатежеспособных госпредприятий и проблемных кредитов. Их высокая доля обусловлена выдачей в прошлом больших заимствований под субсидируемые процентные ставки, причем валютные кредиты выделялись недостаточно хеджированным заемщикам. Риск неупорядоченной корректировки дисбалансов во внешнеэкономическом секторе в 2017–2018 гг. возникает из-за наступления сроков погашения больших объемов внешнего долга. На эти цели в текущем году придется потратить 3,4 млрд. USD (около 7,5% прогнозируемого ВВП). Способность страны закрыть все свои потребности в финансировании, в т.ч. и для погашения еврооблигаций на сумму 800 млн. USD в январе 2018 г., будет зависеть от того, удастся ли привлечь дополнительные валютные ресурсы на международных рынках капитала и (или) на внутреннем рынке.

ДЛЯ сокращения внешней уязвимости экономики Беларуси необходимо дальнейшее повышение эффективности в бюджетно-налоговой сфере. Такая уяз­вимость проявляется в виде высокого уровня долларизации экономики, несоответствия валютного состава активов и пассивов банков и ограниченной действенности традиционных инструментов денежно-кредитной политики. Договоренность с Россией позволяет временно снизить давление на платежный баланс. Но, чтобы обеспечить более долгосрочное решение этой проблемы, необходимо устранить фискальные и квазифискальные риски. Для этого, по мнению ВБ, потребуется существенно повысить эф­фективность управления госпредприятиями, реформировать систему субсидирования энергоресурсов, проводить осмотрительную политику зарплаты, тщательно анализировать все планируемые инвестиции и предпринимать меры, направленные на сохранение поступления налоговых доходов, но при этом не препятствующие развитию хозяйствующих субъектов, которое в конечном итоге будет содействовать восстановлению экономического роста.

ВБ позитивно оценивает меры правительства по улучшению делового климата, что отразилось на месте в рейтинге Doing Business. Но эти шаги необходимо дополнить комплексными мерами по реструктуризации госпредприятий, разобраться с проблемными кредитами, которые снижают капитал банковского сектора и его способность кредитовать экономику. К тому же увеличению белорусского экспорта мешают низкие темпы роста экономики РФ. Сейчас 57% внешнеторгового оборота Беларуси и 67% экспорта без учета нефти и нефтепродуктов зависят от состояния экономик России и других стран СНГ. Поэтому ВБ считает для Беларуси особо важными диверсификацию продукции и рынков в сочетании с повышением конкурентоспособности экономики.

Автор публикации: Анастасия ГРИГОРЬЕВА