Росту экономики мешают структурные недостатки
В текущем году в Беларуси ожидается снижение ВВП на 0,4%, а затем – умеренный рост на 0,7% в 2018 г. и 1,2% в 2019-м, говорится в очередном обзоре Всемирного банка. Столь медленное восстановление экономики объясняются сохранением структурных недостатков и сжатием внутреннего спроса.
Аналитики ВБ признают, что падение белорусской экономики замедлилось уже в IV квартале 2016 года, а в I квартале т.г. наметилась стабилизация: реальный ВВП вырос на 0,3% – впервые за последние 2 года. Корректировка во внешнем секторе была обеспечена за счет значительного сокращения совокупных расходов при сложной внешнеэкономической конъюнктуре. Ее масштабы позволяет оценить анализ дефицита счета текущих операций, который сократился с 5,2 млрд. USD в 2014 г. до 1,7 млрд. (около 3,6% ВВП) в 2016-м. Кроме того, наблюдались ужесточение бюджетно-налоговой политики и снижение банковского кредита в реальном выражении примерно на 10% в 2016 г. и почти на 20% в январе–марте т.г. В годовом выражении темпы инфляции замедлились до 7,6%, а белорусский рубль между I кварталом 2016 и 2017 г. ослабился к российскому рублю на 14,8%, но укрепился к доллару США на 8%.
В прошлом году реальные доходы консолидированного бюджета упали на 0,7%, а расходы на обслуживание госдолга выросли почти на 17%. Это заставило урезать на 11% капитальные расходы и на 1,5% сократить фонд оплаты труда бюджетников. Тем не менее, полагают в ВБ, последствия прошлой экспансионистской политики продолжают влиять на квазифискальный дефицит, который приблизительно можно оценить в 2014–2016 гг. на разнице между увеличением валового непогашенного долга сектора органов госуправления (17,1% ВВП) и суммой совокупных показателей сальдо консолидированного бюджета (4,1% ВВП).
В обзоре ВБ отмечается снижение доходов домохозяйств вследствие низкого спроса на рынке труда и реальных доходов населения. До сих пор рост официального уровня бедности был невелик и сдерживался за счет повышения годовых расходов на адресную социальную помощь на 10%. Чтобы компенсировать снижение доходов, домашние хозяйства продолжают тратить свои валютные сбережения: в 2016 г. продажа иностранной валюты на чистой основе выросла на 5,6% до 1,9 млрд. USD.
Урегулирование нефтегазового спора с Россией позволяет рассчитывать на дополнительную финансовую поддержку. Это, по мнению ВБ, позволит Беларуси пролонгировать свой долг перед Россией, увеличить поступления вывозных пошлин на нефтепродукты и укрепить международные резервы.
ПО прогнозу ВБ, в 2017–2019 гг. восстановление роста в обрабатывающей промышленности будет происходить на фоне постепенного оживления внешнего спроса. Но структурные недостатки будут снижать конкурентоспособность. Внутренний спрос останется ограниченным, поскольку низкие объемы инвестиций приведут к недоиспользованию мощностей и низким темпам роста выпуска и доходов. При этом Беларусь по большинству макроэкономических параметров, по прогнозам ВБ, не достигнет уровня 2014 года (см. таблицу):
Параметры |
|
Прогноз |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
ВВП, в постоянных рыночных ценах |
1,7 |
-3,9 |
-2,6 |
-0,4 |
0,7 |
1,2 |
Частное потребление |
4,3 |
-2,4 |
-5,8 |
-0,1 |
0,2 |
1,1 |
Государственное потребление |
-2,0 |
-0,4 |
-4,7 |
1,2 |
-3,1 |
-1,3 |
Валовое накопление основных фондов |
-5,3 |
-15,9 |
-18,4 |
-12,2 |
3,9 |
5,8 |
Инфляция (индекс потребительских цен) |
18,1 |
13,5 |
11,8 |
|
|
|
Экспорт товаров и услуг, изменение в % |
5,3 |
-2,0 |
-0,8 |
-0,1 |
2,8 |
3,8 |
Импорт товаров и услуг, изменение в % |
2,4 |
-8,5 |
-3,1 |
-1,1 |
2,4 |
3,2 |
Сальдо счета текущих операций, % ВВП |
-6,9 |
-3,7 |
-3,6 |
-3,8 |
-3,8 |
-3,7 |
Счет операций с капиталом и финансовых операций, % ВВП |
7,5 |
4,3 |
4,2 |
4,4 |
4,4 |
4,3 |
Сальдо бюджета, % ВВП (исключая квазифискальные расходы) |
1,1 |
1,2 |
1,6 |
0,7 |
0,9 |
1,3 |
Долг сектора органов госуправления, % ВВП |
38,8 |
47,7 |
47,7 |
50,9 |
54,2 |
55,9 |
Уровень бедности (5 USD в день, по ППС) |
0,3 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
Для того чтобы избежать ловушки низкого роста, необходимо увеличение производительности. На презентации обзора 15 мая экономист ВБ Кирилл Гайдук отметил, что повышение средней зарплаты до 500 USD – «крайне сложная задача для всей экономики», но на уровне отдельных предприятий ее решить реально.
Сохранятся значительные негативные риски. Это прежде всего риск неупорядоченной ликвидации дисбалансов в финансовом секторе, если не будут выработаны механизмы решения проблем неплатежеспособных госпредприятий и проблемных кредитов. Их высокая доля обусловлена выдачей в прошлом больших заимствований под субсидируемые процентные ставки, причем валютные кредиты выделялись недостаточно хеджированным заемщикам. Риск неупорядоченной корректировки дисбалансов во внешнеэкономическом секторе в 2017–2018 гг. возникает из-за наступления сроков погашения больших объемов внешнего долга. На эти цели в текущем году придется потратить 3,4 млрд. USD (около 7,5% прогнозируемого ВВП). Способность страны закрыть все свои потребности в финансировании, в т.ч. и для погашения еврооблигаций на сумму 800 млн. USD в январе 2018 г., будет зависеть от того, удастся ли привлечь дополнительные валютные ресурсы на международных рынках капитала и (или) на внутреннем рынке.
ДЛЯ сокращения внешней уязвимости экономики Беларуси необходимо дальнейшее повышение эффективности в бюджетно-налоговой сфере. Такая уязвимость проявляется в виде высокого уровня долларизации экономики, несоответствия валютного состава активов и пассивов банков и ограниченной действенности традиционных инструментов денежно-кредитной политики. Договоренность с Россией позволяет временно снизить давление на платежный баланс. Но, чтобы обеспечить более долгосрочное решение этой проблемы, необходимо устранить фискальные и квазифискальные риски. Для этого, по мнению ВБ, потребуется существенно повысить эффективность управления госпредприятиями, реформировать систему субсидирования энергоресурсов, проводить осмотрительную политику зарплаты, тщательно анализировать все планируемые инвестиции и предпринимать меры, направленные на сохранение поступления налоговых доходов, но при этом не препятствующие развитию хозяйствующих субъектов, которое в конечном итоге будет содействовать восстановлению экономического роста.
ВБ позитивно оценивает меры правительства по улучшению делового климата, что отразилось на месте в рейтинге Doing Business. Но эти шаги необходимо дополнить комплексными мерами по реструктуризации госпредприятий, разобраться с проблемными кредитами, которые снижают капитал банковского сектора и его способность кредитовать экономику. К тому же увеличению белорусского экспорта мешают низкие темпы роста экономики РФ. Сейчас 57% внешнеторгового оборота Беларуси и 67% экспорта без учета нефти и нефтепродуктов зависят от состояния экономик России и других стран СНГ. Поэтому ВБ считает для Беларуси особо важными диверсификацию продукции и рынков в сочетании с повышением конкурентоспособности экономики.