Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Бизнес-союзы
01.02.2005 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Республиканское государственно-общественное объединение:

новый вид некоммерческих организаций

новый вид некоммерческих организаций

Возможность создания некоммерческих организаций в форме республиканских государственно-общественных объединений предусмотрена Указом Президента от 2003-07-30г. N 335 "О республиканских государственно-общественных объединениях" (далее - Указ). Однако этот нормативный правовой акт в самом общем виде определяет статус новой организационно-правовой формы юридического лица, предполагая, что более подробно это будет сделано в специально принятом законе.

Проект соответствующего закона "О республиканских государственно-общественных объединениях" (далее - проект закона) находится на рассмотрении Палаты представителей. В нем детально определяется статус рассматриваемых объединений, а также порядок и условия их создания и деятельности.

Однако за время, прошедшее после издания Указа, уже три крупные организации - ДОСААФ, ОСВОД и БФСО "Динамо" - получили статус республиканских государственно-общественных объединений, что заставляет уже сейчас проанализировать этот правовой и социальный феномен.

Указ, а за ним и проект закона определяют республиканское государственно-общественного объединение как некоммерческую организацию, основанную на членстве, основной целью деятельности которой является выполнение возложенных на нее государственно-значимых задач - задач, направленных на реализацию жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах общественной деятельности.

То, что основной целью создания республиканских государственно-общественных объединений является реализация прав граждан в различных сферах их деятельности, а также то, что такие объединения - это некоммерческие организации, основанные на членстве, на первый взгляд, делает их схожими с общественными объединениями. Однако при этом республиканские государственно-общественные объединения имеют ряд существенных особенностей, позволяющих отграничить их от общественных объединений.

Во-первых, целью деятельности республиканских государственно-общественных объединений называется выполнение возложенных на них государственно значимых задач. Однако ни Указ, ни проект Закона не дают четкого определения того, что следует относить к таким задачам, тем самым позволяя создавать государственно-общественные  объединения  практически в любой сфере общественной жизни.

Во-вторых, в отличие от общественных объединений учредителями и членами республиканских государственно-общественных объединений могут являться не только физические лица, но также юридические лица и Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов.

В-третьих, отличается и порядок создания государственно-общественных объединений: согласно проекту закона такие объединения могут создаваться по решению учредителей или в порядке реорганизации существующих общественных объединений; однако и то и другое возможно "на условиях, определяемых Президентом либо по его поручению Советом Министров" с обязательным утверждением устава Президентом либо по его поручению Советом Министров.

Руководители таких организаций согласно проекту закона избираются центральными руководящими органами этих организаций по предложению Совета Министров, согласованному с Президентом.

Таким образом, одной из особенностей республиканских государственно-общественных организаций является то, что их создание и деятельность полностью зависят от государства, поскольку принятие всех ключевых решений требует согласования с главой государства или иными государственными органами.

Проект закона предусматривает для государственно-общественных объединений  более  простой   порядок  регистрации  по   сравнению с  общественными   объединениями: при соблюдении требований законодательства они регистрируются Министерством юстиции в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления, в то время как решение о регистрации общественного объединения принимается регистрирующим органом только на основании заключения Республиканской комиссии по регистрации (перерегистрации) общественных объединений.

В отличие от общественных объединений, основным принципом деятельности которых является невмешательство государства в деятельность общественных объединений, республиканские государственно-общественные объединения обязаны ежегодно предоставлять в Министерство юстиции информацию о своей деятельности, а также годовые отчеты о своей деятельности. Более того, в уставах уже существующих республиканских государственно-общественных объединений прямо предусматривается возможность координации их деятельности органами государства. В связи с этим сложно говорить о том, что республиканские государственно-общественные объединения создаются и действуют на принципах добровольности и самоуправления, как это декларируется в ст.3 проекта закона.

Государственно-общественные объединения могут заниматься также предпринимательской деятельностью, необходимой для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в уставе, соответствующей этим задачам и отвечающей предмету деятельности объединения. Заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей уставным целям, могут пока и другие общественные объединения. Однако ситуация изменится с принятием новой редакции Закона "Об общественных объединениях", которая также находится на рассмотрении Палаты представителей: ст.20 этого законопроекта предполагает, что предпринимательская деятельность может осуществляться общественным объединением только посредством образования коммерческих организаций или участия в них. Таким образом, в недалеком будущем государственно-общественные объединения окажутся в более выгодном положении по отношению к иным общественным объединениям, поскольку в отличие от последних будут иметь возможность обеспечивать свое финансирование за счет осуществляемой предпринимательской деятельности.

Безусловно, проектом закона предусмотрена возможность бюджетного финансирования деятельности государственно-общественных объединений. Однако при этом, на мой взгляд, есть существенный пробел: поскольку в законопроекте не определяются пределы владения, пользования и распоряжения закрепляемым за такими объединениями государственным имуществом, а предусмотренные Гражданским кодексом право хозяйственного ведения и право оперативного управления могут применяться только в отношении унитарных предприятий и учреждений. Одновременно в законопроекте сделана попытка достаточно жестко регламентировать процесс распоряжения средствами государственно-общественного объединения, в том числе бюджетными, вплоть до признания сделок недействительными, если в их совершении имеется заинтересованность должностных лиц объединения (руководителя, члена контрольно-ревизионного органа и др.) и они совершены в противоречие интересам республиканского государственно-общественного объединения.

Исходя из всего сказанного можно сделать вывод о том, что республиканское государственно-общественное объединение - это совершенно новый вид юридического лица, которое лишь внешне напоминает общественное объединение, по сути являясь государственной организацией.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений