$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Маркетинг

Реклама нуждается в процентах

08.05.2009

Ассоциация рекламных организаций (АРО) направила письмо в правительство с просьбой поддержать рекламу отечественных производителей в условиях кризиса. Данная мера призвана сработать в интересах не только предприятий, выпускающих продукцию, но и оказать оживляющее действие на профильный рынок, демонстрирующий тенденцию к значительному сжатию.

Как сообщил в интервью БелаПАН директор АРО Игорь САМКИН, проблема кроется в нормах постановления Совмина от 1.12.2008 № 1913, которым были внесены изменения в Положение о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь наружной рекламы и ее средств, рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах. Теперь здесь не предусматривается понижающий коэффициент для отечественных производителей. Это вызвало подорожание рекламы на билбордах для местного бизнеса вдвое.

Уравнивание в правах вызвано стремлением привлечь иностранные инвестиции, а также необходимостью соблюдать межгосударственные соглашения России и Беларуси о создании равных условий. Однако этим был нанесен серьезный удар по отечественным предприятиям, вслед за которыми, по мнению АРО, пострадали и участники рекламного рынка. По оценкам специалистов, в результате, с учетом общей ситуации в экономике, сегмент наружной рекламы потеряет 20-25%, а до конца года — до 40%. Там, где компании разных форм собственности еще в прошлом году состязались как за право поставить щиты, так и разместить на них свое изображение, сегодня неожиданно наблюдается недостаток спроса.

По мнению АРО, исправить ситуацию могли бы снижение арендных ставок на конструкции наружной рекламы, упрощение административных процедур — отмена предварительного согласования с исполкомами. Кроме того, существует надежда на право местных органов власти самостоятельно предоставлять понижающие коэффициенты белорусским фирмам.

Впрочем, пока еще невозможно не только оценить эффективность этих мер, но и спрогнозировать, будут ли они вообще приняты. Зато трудности, вызываемые уже действующим документом, очевидны.

По итогам 2008 г. в рекламном секторе Беларуси доля основных масс-медиа распределилась в следующей пропорции: ТВ — 61,3%, печатная пресса — 15,8%, наружная реклама — 12,1%, Интернет — 5,5%, радио — 5,3%.

В текущем же году трудности ожидают всех. По оценкам экспертов ZenithOptimedia, отечественный рынок снизит темпы роста с 30% на значительно более скромные 7%. В денежном выражении объем рынка вырастет только с 114,1 млн. USD до 122,4 млн. USD по итогам 2009 г. (по итогам доля затрат на рекламу должна возрасти до 164,4 млн. USD).

Если прирост рекламы в печатной прессе по итогам 2007-2008 гг. составил 20%, то по итогам 2009 г. — лишь 5% (18,9 млн. USD), ТВ «затормозит» с 32,1% до 7,1% (75 млн. USD), радио с 33,3% до 5% (6,3 млн. USD), наружная реклама — с 15% до 4,3% (14,4 млн. USD), Интернет — со 100% до 23,8% (7,8 млн. USD). В то же время некоторые специалисты прогнозируют гораздо более существенный обвал (например, печатной прессы — на 80%). В данном случае многое зависит от экономического состояния страны.

Проблемы рекламного рынка носят глобальный характер. Так, по оценке медиагруппы GroupM, мировые расходы на рекламу в 2009 г. сократятся на 4,4%. К сожалению, исключений не предвидится.

Антон БОЙКО