Работник принес повестку из военкомата: что делать кадровику
Работник предъявил нанимателю повестку из военкомата с требованием явиться на военные сборы.
Как оформить отсутствие на работе и рассчитаться за дни выполнения воинской обязанности?
На время выполнения государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с законодательством они могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка за счет соответствующих государственных или иных органов и организаций (ст. 101 ТК).
Воинская обязанность устанавливается государством с целью создания и постоянного функционирования системы мероприятий, обеспечивающих защиту республики, прохождение гражданами воинской службы, подготовку их к вооруженной защите.
Таким образом, под воинской обязанностью понимается конституционный долг граждан по защите Отечества, обеспечению Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований обученным и подготовленным личным составом в мирное и военное время, в период мобилизации и военного положения.
Закон от 5.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон) устанавливает правовые и организационные основы исполнения воинской обязанности путем прохождения воинской службы, а также основания и условия освобождения от воинской службы.
Гражданам, проходящим подготовку к военной службе, призванным или поступившим на военную службу, службу в резерве, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде и иными законодательными актами (ч. 1 ст. 6 Закона).
Гарантии работникам, призванным на военные и специальные сборы, установлены ст. 339 ТК.
Военные сборы – вид воинской службы, заключающийся в исполнении воинской обязанности военнообязанными путем подготовки их для назначения на высшие воинские должности, совершенствования знаний в военной области и освоения новых видов вооружения и военной техники, подготовки специалистов, необходимых для комплектования Вооруженных Сил и других воинских формирований на военное время, обслуживания вооружения и военной техники неприкосновенного запаса, участия в мероприятиях по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей, военных комиссариатов, иных организаций Вооруженных Сил, а также других воинских формирований (ст. 1 Закона).
Под специальными сборами следует понимать вид воинской службы, заключающийся в исполнении воинской обязанности военнообязанными путем участия в мероприятиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 339 ТК за военнообязанными, призванными на военные и специальные сборы, за все время сборов, включая следование к месту проведения сборов и обратно, если это связано с выездом с места жительства, сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок за все рабочие дни по месту работы.
Такие работники не могут быть уволены по инициативе нанимателя со дня получения повестки о призыве до возвращения с военных и специальных сборов, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. Обращаем внимание, что увольнение работника по иным основаниям, предусмотренным законодательством о труде, в этот период возможно (важно только, чтобы это не было увольнением по инициативе нанимателя).
В соответствии со ст. 8 Закона финансирование мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, производится за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и средств организаций в порядке, установленном постановлением Совмина от 17.12.2003 № 1642 «О финансировании мероприятий, связанных с исполнением гражданами Республики Беларусь воинской обязанности» (далее – постановление № 1642).
Компенсация расходов, понесенных организациями (за исключением бюджетных) осуществляется военными комиссариатами, воинскими частями, ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь» в пределах средств, выделяемых на эти цели Минобороны и иным госорганам, в которых предусмотрена военная служба, из республиканского бюджета (п. 2 постановления № 1642).
Бюджетными организациями финансирование расходов, связанных с исполнением работником воинской обязанности, производится за счет средств, предусмотренных бюджетной сметой, и в дальнейшем компенсации, осуществляемой военными комиссариатами и воинскими частями, не подлежит.
Таким образом, при призыве работника на военные или специальные сборы нанимателем должны быть соблюдены гарантии:
1) по сохранению места работы (должности);
2) выплате среднего заработка за все рабочие дни по месту работы (рассчитывается в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утв. постановлением Минтруда от 10.04.2000 № 47).
Требование об издании приказа нанимателем при призыве работника на военные или специальные сборы в законодательстве отсутствует.
Следовательно, на основании повестки (справки) из территориального отдела военного комиссариата работник освобождается от работы с сохранением среднего заработка за рабочие дни по графику работ (сменности). Представленный документ будет основанием для проставления в табеле учета рабочего времени соответствующих отметок, обозначающих исполнение государственных обязанностей.
Дополнительно сообщаем, что, согласно ст. 349 ТК, гарантии и компенсации, предусмотренные ТК, другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными локальными нормативными правовыми актами, предоставляются работающим по совместительству в полном объеме. Исключение составляют гарантии и компенсации, предусмотренные работникам, совмещающим работу с получением образования, которые предоставляются только по основному месту работы. В этой связи гарантии, предусмотренные ст. 339 ТК для работников, призванных на военные сборы, распространяются на совместителей.