Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проблемы закрытия бизнеса и легального ухода с рынка

Для упорядочения деятельности субъектов хозяйствования в Беларуси 24 мая 1996г. был принят Указ Президента N 208, которым объявлялась общереспубликанская регистрация всех юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, и индивидуальных предпринимателей (далее -- ИП)...
Для упорядочения деятельности субъектов хозяйствования в Беларуси 24 мая 1996г. был принят Указ Президента N 208, которым объявлялась общереспубликанская регистрация всех юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, и индивидуальных предпринимателей (далее -- ИП).

Процедура общереспубликанской регистрации оказалась сложной, требовалось документальное подтверждение из многих государственных структур на право ведения бизнеса. Значительная часть субъектов хозяйствования перерегистрацию не прошла. В этот период организации и ИП, прекратившие деятельность и не оформившие этот процесс юридически, не были исключены из реестров, которые вели государственные регистрирующие органы.

Таким образом, на рынке бизнеса стало скапливаться значительное число "мертвых, висячих" субъектов хозяйствования, юридически существующих, а фактически -- нет.

Ситуацию усугубило последующее ужесточение процедуры ликвидации юрлиц и прекращения деятельности ИП.

Такое положение вынуждает государственные и, в частности, налоговые органы отвлекать значительные материальные и людские ресурсы на работу с субъектами хозяйствования, числящимися как налогоплательщики, но которые бездействуют и, как следствие, не платят налоги и не сдают соответствующую отчетность. Проведение принудительной ликвидации этих субъектов осложнено чрезвычайно сложной процедурой, которая вызывает значительные затраты средств и времени по розыску лиц, оставивших бизнес без соответствующей регистрации.

Назрела необходимость исключить излишнее регулирование процесса ликвидации и создать условия для осуществления возможности добровольного ухода с рынка бизнеса, оформленного юридически. В условиях динамичности рынка, когда бизнес сегодня приносит прибыль, а завтра убыточен, очень важно вовремя уйти. Это дает возможность сохранить средства, избежать угрозы разорения. Не имея возможности уйти с рынка быстро и легально, даже добросовестные субъекты хозяйствования вынуждены "бросать" фирмы.

Согласно ГК РБ граждане и юрлица по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им гражданскими правами, в т.ч. правом самостоятельно определять момент прекращения предпринимательской деятельности.

Однако на практике реализовать это право невозможно из-за громоздкости процедуры ликвидации, необходимости длительного ожидания получения справки из налоговых органов об отсутствии задолженности, а также из других госорганов, выдающих соответствующие документы.

Эти проблемы можно во многом разрешить путем принятия закона, регулирующего порядок ликвидации. Основой его концепции должна быть реализация прав: субъектов хозяйствования -- на прекращение предпринимательской деятельности по своему усмотрению; государства -- на осуществление процедуры принудительной ликвидации при нарушении субъектом соответствующего законодательства. При этом должны быть законодательно закреплены условия для осуществления добровольной и принудительной ликвидации в упрощенном порядке для юрлиц -- субъектов малого предпринимательства.

Введение упрощенного порядка добровольной ликвидации должно основываться на принципе "презумпции невиновности субъектов хозяйствования". Субъект, принявший решение о добровольной ликвидации в упрощенном порядке, должен нести ответственность только в случае, если поданные им сведения, необходимые для осуществления этой процедуры, намеренно искажены и не соответствуют действительности. То есть субъект хозяйствования должен представить документ, подтверждающий отсутствие обязательств перед бюджетом и прочими кредиторами, и нести ответственность (вплоть до уголовной) за данные сведения.

Такая процедура может применяться только в отношении субъектов малого бизнеса. Упрощенный порядок добровольной ликвидации позволит добросовестным субъектам хозяйствования легально в короткие сроки прекратить свой бизнес. Что касается недобросовестных субъектов хозяйствования, бросивших свой бизнес без соответствующего юридического оформления, то у налоговых и иных уполномоченных госорганов будет больше шансов исключить из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее -- ЕГР) таких субъектов путем принудительной ликвидации.

В законе необходимо установить обязанность учредителей и участников организаций по юридическому оформлению их решения о прекращении предпринимательской деятельности, и соответственно должна наступать их ответственность за неисполнение обязанности юридического оформления факта ликвидации (прекращения деятельности) в установленном порядке.

Можно предусмотреть и условия, обеспечивающие проведение упрощенной процедуры ликвидации в кратчайшие (не более 3 месяцев) сроки. Нормы закона должны определить ответственность должностных лиц госорганов за нарушение установленных законом сроков.

В настоящее время одной из самых серьезных проблем является перегруженность ЕГР "мертвыми" фирмами, существующими только на бумаге. Налоговые и регистрирующие органы не имеют возможности осуществить их принудительную ликвидацию в том порядке, который существует теперь.

Эту проблему можно решить только путем принятия нормативного акта (декрета, указа) "разового" действия, которым при соблюдении определенных условий исключить из ЕГР в порядке, установленном этим актом, субъектов хозяйствования ("мертвых душ") без соблюдения существующей процедуры ликвидации.

Такая разовая акция дала бы возможность выбросить этот балласт, отягощающий ЕГР и постоянно требующий материальных затрат, и упорядочила бы общегосударственную систему учета и идентификации юрлиц и ИП.

Принятие закона, регулирующего ликвидацию, способствовало бы постоянному, своевременному очищению ЕГР от не осуществляющих деятельность субъектов хозяйствования. Все эти меры позволят госорганам иметь ясную статистическую картину самозанятости населения, а высвободившиеся материальные и людские ресурсы направить на обеспечение поддержки и развития предпринимательства.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений