Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2223
EUR:
3.4671
RUB:
3.5152
Золото:
237.7
Серебро:
2.75
Платина:
99.77
Палладий:
98.83
Назад
Цены
15.05.2007 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Предприятия «держат удар»

Как удержаться на рынке в условиях роста цен на энергоносители?

Новые цены на энергоносители потребовали от производителей более жесткой экономии, способной обеспечить конкурентоспособность их продукции.

Мы обратились к руководителям некоторых предприятий (работающих, кстати, не в самых энергоемких отраслях, для которых проблема экономии энергоресурсов, тем не менее, также важна) со следующим вопросом:

- Как сказалось повышение цен на энергоносители на работе предприятия и конкурентоспособности вашей продукции?

Вот что нам ответили:

Тимур БОГОРИШВИЛИ,
директор ОАО «Славянка» (верхняя одежда),
г. Бобруйск:

— Мы прогнозировали рост цен на энергоносители, поэтому к новым условиям хозяйствования начали готовиться с конца прошлого года. Для этого закупили новый, более экономичный компрессор. В стадии внедрения — современная технология по производству пара, а также ряд других энергосберегающих мероприятий, в результате реализации которых собираемся сэкономить до 20% энергии. Все предпринятые меры должны нас защитить от вынужденного повышения цены на продукцию — ее не будет. Так что в новых условиях хозяйствования рассчитываем не потеряться на рынке, ведь энергоносители в себестоимости нашей продукции занимают лишь 6%.

Владимир МАКЛАКОВ,
главный инженер ОАО «Полесье»
(трикотажные изделия), г. Пинск:

— У нас очень большой ассортимент продукции, и энергоемкость у разных групп товаров — разная. Конечно, для выживания в новых условиях работы нам нужно экономить ресурсы. На это нацелена корректируемая нами программа энергосбережения, реализация которой, как мы рассчитываем, даст положительный эффект.

Петр МАНДРУКЕВИЧ,
заместитель председателя концерна «Белбиофарм»:

— В структуре концерна 9 заводов. Для минимизации потерь концерном разработана общая программа энергосбережения. На каждом заводе действует собственная стратегия и тактика ее выполнения. Как правило, они включают ввод новых технологий и оборудования, способного обеспечить уменьшение энергоемкости продукции. Внедрение мероприятий программы даст возможность избежать роста цен на нашу продукцию в условиях удорожания энергоносителей. Сегодня в структуре себестоимости энергетические затраты на единицу продукции в среднем составляют от 3 до 5%.

Борис ОКУЛЕВИЧ,
главный энергетик ОАО «Ошмянский мясокомбинат»:

— Над темой уменьшения энергопотребления работаем давно. Недавно вот заменили котлы, работающие на газе, на менее энергоемкие, установили экономичные насосы для сточных вод. Тем не менее прогнозируем повышение энергоемкости единицы продукции, которая составляет сейчас 2,2%, до 3,5%. Однако, думаю, цены на нашу продукцию, а мы выпускаем ее более 80 наименований различных колбас и деликатесов, все же удастся «удержать в узде» и не допустить их значительного роста.

…Как видим, руководители предприятий достаточно оптимистично оценивают силы и возможности своих коллективов в изменившихся экономических условиях. Разработка собственной стратегии выживания делает белорусских производителей более защищенными перед вызовами развивающегося рынка.
 
P. S. 
… Вопрос удорожания энергоносителей, похоже, не сильно встревожил опрошенных нами представителей предприятий. Так как большинство представленных в опросе респондентов — представители легкой промышленности, мы обратились к начальнику управления инвестиций, энергетики и оборудования концерна «Беллегпром» Валерию КАСАБУКО и попросили его рассказать о стратегии концерна в области энергосбережения. Вот что он сказал:
- В концерне около 100 промышленных предприятий. Они потребляют менее 350 тысяч т у.т. в год, что составляет 3% от общего энергопотребления РБ. Принятая концерном программа энергосбережения направлена на снижение удельного веса энергоносителей в себестоимости продукции. Благодаря ее реализации, например, в 2006 г. этот показатель составил 5,6% против 5,8% за 2005 г. В текущем году на реализацию программы планируем направить 4,2 млрд. Br.
Программой предусмотрен целый комплекс мер, реализуя которые должны сэкономить 25,5 тыс. т у. т. Во-первых, наши предприятия намерены более активно внедрять новые, менее энергоемкие технологии и оборудование. Во-вторых, проводим оптимизацию систем теплоснабжения. К примеру, на Оршанском льнокомбинате и гродненском РУП «Гронитекс» предусмотрен ввод систем сжигания отходов (их раньше вывозили на свалку). В-третьих, значительную экономию сулит совершенствование технологии освещения: ведь около 50% электроэнергии на всех предприятиях идет именно на эти цели. Замена светильников на энергосберегающие позволит сэкономить до 30% энергии.
 
Галина ШАРАЕВА
 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений