Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проблемы и решения
05.05.2017 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пока инфляция дремлет

В Беларуси сохранится стратегическая направленность монетарной политики на снижение инфляции как основы для возобновления устойчивых темпов экономического роста. Об этом было заявлено на расширенном заседании Правления Нацбанка в ходе рассмотрения итогов реализации денежно-кредитной политики в I квар­тале 2017 г.

Основной тенденцией начала текущего года стало опережающее прогноз замедление инфляции, отмечалось на заседании. Действительно, за январь–март прирост потребительских цен в годовом выражении снизился до 6,4%. По мнению регулятора, это в основном связано с благоприятной ситуацией на внутреннем валютном рынке, которая фактически стала дополнительным драйвером для позитивных из­менений в динамике денежного предложения и в сфере ожиданий экономических субъектов.

Такие тенденции позволяют Нацбанку продолжить политику снижения процентных ставок. С начала текущего года ставка рефинансирования уменьшалась уже трижды. Теперь допускается возможность дальнейшего понижения процентных ставок при условии закрепления тренда на замедление инфляции. При этом поддержание ценовой стабильности закреплено в Указе Президента от 6.04.2017 № 108 в качестве основной цели Нацбанка. Таким образом, антиинфляционная политика утверждена как стратегическое направление деятельности Национального бан­ка в долгосрочной перспективе. Ограничение инфляции создает условия для снижения процентных ставок, повышения интереса к сбережениям и доступности кредитования в национальной валюте.

Очевидно, регулятору приходится торопиться с завоеванием как можно более обширного «антиинфляционного» плацдарма, пока ситуация в экономике в целом и на валютном рынке в частности остается относительно спокойной. Внешние факторы «не раскачивают лодку». Низкие доходы не позволяют населению увеличивать спрос на валюту, напротив, гражданам приходится ее продавать. Производство и экспорт постепенно растут, пра­вда, не столь высокими темпами, чтобы быстро вернуться на до­кризисный уровень. Предприятиям еще придется долго вос­станавливаться, чтобы ком­пенсировать убытки 2014–2016 гг., в т.ч. скрытые в виде отложенных курсовых разниц. Но инфляцию издержек пока удается сдерживать даже без особого вмешательства административного ресурса, а инфляционные и девальвационные ожидания на потребительском рынке несколько затихли.

В такой ситуации Нацбанк может позволить требовать от банков «большей вовлеченности в решение проблем кредитования и финансирования предприятий в целом». На заседании было высказано мнение о целесообразности обеспечения индивидуального подхода к каждому субъекту хозяйствования, содействия со стороны банков в решении проблем закредитованности предприятий, подготовки инвестиционных проектов, предоставлении услуг инвестиционного банкинга и иных форм финансирования со своими клиентами.

Тем временем после дву­кратного повышения базовой процентной ставки в декабре 2016 г. и в марте 2017 г. руководство ФРС США приняло решение сохранить ее на уровне 0,75–1%. Макроэкономические показатели не позволяют американскому регулятору продолжать агрессивное ужесточение денежной политики. Впрочем, очередное решение ФРС, по мнению аналитиков, уже заложено в цены активов и не окажет сильного влияния на рынок. Так что каких-либо резких перепадов курса доллара на глобальных рынках, способных отразиться на белорусском рубле, не ожидается.

В свою очередь Совет директоров Банка России 28 апреля принял решение снизить ключевую ставку на 50 базисных пунктов: с 9,75% до 9,25% годовых. Предыдущее снижение на 25 базисных пунктов годовых состоялось 24 марта. При этом руководство ЦБ РФ допускает  возможность дальнейшего снижения ключевой ставки до конца 2017 г. – в зависимости от динамики мировых цен на нефть, инфляции и развития экономики. При этом основным источником инфляционных рис­ков может стать возможная волатильность мировых товарных и финансовых рынков, в т.ч. на фоне переговоров об ограничении добычи нефти странами-­экспортерами, результатов налоговой реформы в США и ряда других факторов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by