$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Пессимистичный прогноз в вопросах и ответах

01.06.2016

В минувшую пятницу правительство присутствовало на совместном заседании обеих палат Национального собрания. Выступление первого заместителя премьер-министра Василия Матюшевского, посвященного вопросам социально-экономического развития страны, оказалось необычно кратким – всего 9 минут, зато парламентарии задали ему и министрам неожиданно много вопросов.

Отвечая, В.Матюшевский так прокомментировал нынешнее состояние экономики: идем по уровню пессимистичного прогноза, и простых решений тут нет, это системная и долгая работа. Кстати, слова об отсутствии простых решений первому вице-премьеру пришлось в этот день повторить с трибуны не один раз.

Одной из первых была поднята тема эффективности деятельности правительства, которое, как считают депутаты, должно быть мобильным, высокопрофессиональным, с государственным мышлением. К сожалению, наш госаппарат сегодня «настолько громоздок, настолько неразворотлив, что постоянно опаздывает с принятием решений, все вязнет в бесконечных согласованиях».

Из ответа В.Матюшевского следовало, что власти также озабочены этой проблемой, «идет серьезная дискуссия по вопросам эффективности нашего правительства в широком смысле этого слова, включая органы местной власти». «Действительно, мир меняется, должны меняться функционал и структура правительства», – заявил первый вице-премьер. Предполагается, что комплексные предложения по глубокой модернизации функций правительств, повышением его эффективности, улучшением качества госуслуг будут подготовлены, и, вероятно, на Всебелорусском собрании Президент ознакомит с ними общество.

Понятно, не обошли в Овальном зале и вопросы безработицы, сегодня по росту ее уровня Беларусь лидирует среди стран СНГ. Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Ольга Политико поинтересовалась, почему план по созданию новых рабочих мест перевыполняется, но безработица не снижается, уволенных с предприятий больше, чем принятых? В первом квартале на крупных и средних предприятиях сократили на 30 тыс. человек больше, чем приняли. Уменьшается количество людей, пришедших на дополнительно введенные рабочие места. Другие депутаты также беспокоились: удастся ли правительству создать запланированные 50 тыс. новых рабочих мест?

В.Матюшевский считает, что руководству страны не удастся «переломить тенденцию» с занятостью за один или два месяца, но в течение полугода положительные результаты должны появиться.

Перспективами привлечения в Беларусь внутренних и внешних инвестиций и итогами прошедшего в Вене белорусского инвестфорума интересовался депутат Владислав Щепов.

Первый вице-премьр, возглавлявший делегацию на инвестфоруме, подчеркнул, что после отмены санкций появился неподдельный интерес деловых кругов к Беларуси: «Мы провели шесть конкретных встреч по целому ряду отраслей. Есть интерес даже в таких отраслях, как производство кирпича. Сейчас мяч на нашей стороне, нужно создать максимально комфортные, гибкие и простые механизмы привлечения инвестиций. Главное здесь – понятные, прозрачные и неменяющиеся правила игры. Тогда наши интересы совпадут». Рассуждая по поводу возможной амнистии капитала, которой интересовался председатель Постоянной комиссии по экономической политике Виктор Валюшицкий, В.Матюшевский отметил, что это «тема непростая по определению». Но для Беларуси она не очень актуальна, поскольку глобального потенциала возврата выведенных капиталов нет. У наших коллег по ЕАЭС иная макросреда, там большие сырьевые доходы и, соответственно, большие объемы вывода денег. Беларуси же нужна не амнистия, а создание условий для инвестирования. Ключевой вопрос в процессе инвестирования – это доверие к экономическим властям.

Не менее «засвеченную», и столь же проблемную тему подняла председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Людмила Добрынина: какие меры предпринимаются для решения проблемы дебиторской и кредиторской задолженности отечественных субъектов хозяйствования внутри республики. Она увеличивается высокими темпами, только за первый квартал этого года рост составил 19,7% и 22% соответственно.

В ответ прозвучало, что правительство пытается задействовать самые разные механизмы, вплоть до непопулярных, чтобы разобраться с этим серьезным вопросом  финансового состояния целого ряда предприятий. Надо искать цивилизованные механизмы для его решения, в частности, для этого есть клуб кредиторов. Похоже, от таких мер, как, например, взаимозачеты, правительство на этот раз все же решило отказаться.

На долю малого и среднего бизнеса, который является ведущим сектором в рыночной экономике, в развитых странах приходится 60–70% ВВП, у нас за последние 5 лет этот показатель достиг 27%. Недавно Минэкономики приняло решение о создании комиссии по разработке стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г. Что должно лечь в основу такой стратегии? Будет ли отдана частнику, например, сфера услуг, или же новая стратегия выдаст очередные указания предпринимателю, как ему работать за свои же деньги? Замглавы правительства горячо поблагодарил депутата Николая Колтунова за эти вопросы и согласился с ним: «Не надо командовать людьми, куда и как им вкладывать деньги. Наша задача – создать условия и гарантировать неприкосновенность собственности, и максимально снизить любое административное вмешательство в их текущую деятельность, в т.ч. со стороны контролирующих и силовых органов».

В.Матюшевский продолжил эту тему и позже, отвечая на вопрос о дороговизне финансовых ресурсов (что затрудняет выполнение малым и средним бизнесом задачи по созданию новых рабочих мест): «Стоимость ресурсов – это важно, но не первостепенно, первостепенно – условия администрирования, гарантирование неприкосновенности собственности. Ключевая наша задача – выйти на однозначные темпы инфляции. Стоимость ресурсов определяется двумя вещами – снижением инфляции и уходом от директивного кредитования».

Мысли, конечно, прогрессивные, представители бизнес-союзов более 20 лет твердят о необходимости соблюдения гарантий неприкосновенности частной собственности, отказа от протекционизма в отношении госпредприятий, создания равных условий для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности. Наши соседи этот этап давно прошли, а у нас наконец-то рыночные постулаты стали повторять и руководители правительства. Но ситуация на местах не меняется, по-прежнему государственные и частные организации по закону равны, но в реальности государственные «равнее», органы власти, в том числе местные, то и дело вмешиваются в деятельность субъектов хозяйствования. Такие факторы негативно влияют на деловой и инвестиционный климат в стране.

Очень эмоционально обсуждалась в Овальном зале тема распределения между республиканским и местными бюджетами средств, полученных от сбора транспортного налога. Если в начале речь шла о пропорции 50: 50, то в этом году планируется направить в местные бюджеты 37% средств, а в республиканский – 63%. Избиратели жалуются, что платят все больше, но местные дороги находятся в плачевном состоянии.

Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики наряду с другими вопросами также интересовались, почему продолжается дотирование хронически убыточных предприятий, мерами, которые предпринимаются для вхождения РБ в тридцатку стран в глобальном рейтинге по условиям ведения бизнеса, ситуацией, связанной с ограничениями поставок в РФ продукции ряда отечественных предприятий, занимающихся переработкой морепродуктов, перспективами развития личных подсобных хозяйств, тарифами на коммунальные платежи.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА