Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый Закон о торговле: — с уведомлениями и публичностью

Фото: unsplash.com/ David Clarke

8 июля 2021 г. вступил в силу Закон от 04.01.2021 № 81-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон). Его новая редакция пришла на смену документу, действовавшему последние 7 лет. Разбираемся в основных новшествах документа.

Законодательно закреплен переход с разрешительного на уведомительный принцип открытия объектов торговли и общепита. Теперь после открытия магазина или кафе его владелец должен направить уведомление на включение его в Торговый реестр – не позднее 5 календарных дней с даты начала осуществления деятельности. Это же требование распространяется на интернет-магазины и нестационарные формы торговли.

Администрация объектов торговли (в т.ч. рынков и торговых цент­ров) и общепита получила право самостоятельное определять режим их работы, за исключением работы в ночное время и работы магазинов беспошлинной торговли.

Также введен принцип самостоятельного расчета крупными торговыми субъектами их доли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах административно-территориальных единиц.

 

Открыться стало проще

В целом упрощены условия для создания торговых объектов: отменено требование о необходимости 400 и более кв.м торговой площади для стационарных торговых объектов и 60 и более мест для объектов общепита. Для торговых центров и рынков не нужны схемы размещения на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемые и утверждаемые городскими и районным исполкомами. Кроме того, отменена процедура получения разрешения на создание рынка и обязанность согласовывать его схему с органом государственного пожарного надзора.

Но при этом изменены подходы к размещению нестационарных торговых объектов и объектов общепита. Такая деятельность на землях общего пользования населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов должна вестись в соответствии с перечнями мест для размещения объектов, утверждаемыми местными властями. Исключение составляет торговля на рынках, ярмарках и размещаемая при проведении массовых мероприятий.

Также местным органам власти предоставлено право устанавливать требования к внешнему виду и размерам объектов, типам транспортных средств, используемых для продажи товаров. Такие требования они должны размещать на своих официальных сайтах.

 

Онлайн-торговля

Новая редакция НПА упростила требования к ведению торговли с использованием интернета. Так, исключены подходы о наличии у субъекта торговли права на администрирование доменного имени интернет-магазина, наличии адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре интернет-магазин при размещении информации о продаже товаров на иных информационных ресурсах в глобальной сети.

 

Договоры и конкуренция

Документом закреплена возможность введения законодательных запретов на выплату поставщиками товаров любых видов вознаграждений субъектам торговли, в т.ч. за поставку отдельных видов продовольственных товаров (подробнее см. статью «Вознаграждения на потребительском рынке: описать, но ограничить», «ЭГ» № 48 за 29.06.2021).

Установлен запрет навязывания контрагенту условий об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продтоваров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов хозяйствования, ведущих аналогичную деятельность.

Нововведения касаются и опубличивания части коммерческой информации.

Начальник отдела методологии управления торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак:

– Торговые сети, крупные магазины и сетевые субъекты общепита, годовой товарооборот которых составляет 80 тыс. и более базовых величин, теперь обязаны обеспечивать поставщику продтоваров доступ к информации, необходимой для заключения договоров, путем ее размещения на своих сайтах в интернете. Аналогичное требование предусмотрено также и для поставщиков продтоваров.

Субъект торговли или общепита, поставщик должны там указывать перечень закупаемых или поставляемых продовольственных товаров, сроки и порядок поставки, расчетов, условия одностороннего отказа от исполнения договора. Если этих данных нет, то в случае получения запроса об их получении субъекты хозяйствования обязаны представить информацию безвозмездно в 14-дневный срок.

***

В связи со вступлением в силу Закона правительством принято постановление от 25.06.2021 № 363, содержащее меры по его реализации.

Правовым актом утверждено Положение о Торговом реестре Респуб­лики Беларусь, включающее порядок его создания, состав необходимых сведений, порядок их включения и исключения, предоставления заинтересованным лицам информации из реестра. Владельцем Торгового реестра определено МАРТ.

Также утверждено Положение об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов.

Документом внесены изменения в постановления Совмина от 15.01.2009 № 31 «Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам», от 27.03.2010 № 440 «Об обеспечении проведения закупочных и товарных интервенций», от 16.07.2014 г. № 686 «О создании и функционировании рынков» и от 14.10.2019 № 694 «Об организации питания обучающихся».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by