Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №61(2558) от 16.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5883
EUR:
2.6365
RUB:
4.2202
Золото:
148.24
Серебро:
1.69
Платина:
78.47
Палладий:
182.74
Назад
Проблемы и решения
10.09.2002 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новое в проведении конкурсов по продаже объектов республиканской собственности

За прошедшие 10 лет Мингосимуществом были разработаны и внесены изменения и дополнения более чем в 15 нормативных актов, касающихся аукционной, конкурсной продажи объектов республиканской собственности. Напомним читателю, что пик, связанный с соверш...
За прошедшие 10 лет Мингосимуществом были разработаны и внесены изменения и дополнения более чем в 15 нормативных актов, касающихся аукционной, конкурсной продажи объектов республиканской собственности.

Напомним читателю, что пик, связанный с совершенствованием этих документов, пришелся на 1996 год, когда коренным образом были переработаны Положения об аукционах и конкурсах по продаже объектов государственной собственности, действующие с 1994 года. Так, если в документах 1994 года аукционы и конкурсы рассматривались только как способ приватизации, то с 1996 года условия, порядок их организации и проведения стали распространяться и на продажу неиспользуемого или неэффективно используемого имущества, а также при отчуждении госсобственности. Были при этом учтены и основные моменты, содержащиеся в Указе Президента от 17.05.95г. N 191 "Об упорядочении распоряжения государственной собственностью". Осуществление сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и имеющим стоимость свыше 10 тыс. базовых величин, теперь согласовывается с главой государства.

Усилились взаимная правовая ответственность сторон, участвующих в аукционе, конкурсе. Между участником и организатором уже подписывается соглашение о правах и обязанностях сторон в процессе подготовки и проведения торгов.

Важно отметить, что законодательство предоставляет возможность не только повышать, но и понижать стоимость зданий, сооружений и незавершенок, не проданных на торгах: не более чем на 20% при выставлении объекта вторично и до 50% -- в третий раз. Возможно снижение стоимости и более чем на 50%, но уже с разрешения правительства.

Кроме того, на протяжении 1998--1999гг. в республике был проведен эксперимент, а затем на постоянной основе начал функционировать механизм по продаже объектов республиканской собственности на аукционах с применением метода понижения начальной цены продажи (т.н. "голландский" аукцион). Была разработана соответствующая нормативная база, позволяющая продавать такие объекты.

Значительно упрощена и сама процедура участия в аукционах и конкурсах. Так, специальный сбор за подачу заявлений для участия в торгах в размере 4 минимальных заработных плат (ныне базовых величин), а также плата за регистрацию в размере 1/4 минимальной заработной платы с участником уже не взимаются.

Основная причина внесения последних корректировок в Положение о проведении конкурсов по продаже объектов республиканской собственности (НРПА от 4.06.2002г. N 112) состоит в том, что в соответствии с Указом Президента от 2001-09-24г. N 516 "О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь" Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации ликвидировано, а его функции возложены на Министерство экономики. С учетом этого в нормативно-правовые акты были внесены соответствующие изменения.

С принятием Инвестиционного кодекса, пришлось также отказаться от отдельных понятий, которые были раньше включены в Положение (например, "инвестиционные конкурсы"). Кроме того, в связи с принятием Кодекса некоторые документы пришлось вовсе отменить. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров от 29.11.91г. N 456 "Об утверждении Положения о порядке представления деклараций об объемах и источниках инвестиций, осуществляемых на территории Республики Беларусь" с изменениями и дополнениями победителю аукциона или конкурса (юридическому лицу) необходимо было предъявить до подписания договора купли-продажи справку финансовых органов о представлении декларации об объемах и источниках инвестиций, осуществляемых на территории Республики Беларусь, в случае если стоимость объекта превышает установленные законодательством минимальные объемы вложений.

Данная процедура создавала определенные проблемы для победителей торгов: им необходимо было в кратчайшие сроки представить организатору вышеназванную справку. В противном случае торги могли быть признаны несостоявшимися, в связи с чем издержки уже несли организаторы. После выхода постановления Совета Министров от 2.10.2001г. N 1445 "О признании утратившим силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам инвестиционной деятельности" постановление N 456 утратило силу, и теперь юридическим лицам не нужно представлять такую справку.

На сегодняшний день остается в силе декларирование для физических лиц, которые в случае победы на аукционах (конкурсах) обязаны представить справку о представлении декларации об источниках денежных средств, расходуемых на совершение имущественной сделки. Данная норма определена в соответствии с Декретом Президента от 12.02.97г. N 2 "О декларировании доходов и имущества физических лиц в Республике Беларусь". Напомним, что справка необходима, если сумма сделки превышает 2000 базовых величин.

Отдельные абзацы Положения потребовали изменений в связи с принятием новых законодательных актов. Так, Декретом Президента N 3 "О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы" с 1.03.2002г. минимальная зарплата применяется исключительно в сфере трудовых отношений, а в остальных расчетах -- базовая величина (напомним, что в настоящее время она равна 10 тыс. рублей).

В связи с принятием новой редакции Положения о комиссиях по проведению конкурсов и аукционов по продаже объектов республиканской собственности (далее -- Положение о комиссиях), утвержденного постановлением Мингосимущества от 2000-12-15г. N 23, были также внесены изменения в отдельные разделы Положения. Новая редакция Положения о комиссиях более четко определяет функции, порядок формирования и работы комиссии по проведению конкурсов и аукционов по продаже объектов республиканской собственности. В нем конкретизировано, кто должен включаться в состав комиссии; какие функции передаются комиссии продавцом или организатором конкурса или аукциона; каким образом принимаются решения; в каких случаях объект снимается с торгов и др.

С принятием новой редакции Положения об оценке государственного имущества (утв. постановлениями Мингосимущества, Минэкономики, Минстата от 2001-06-12г. N 24/100/33) в Положение о конкурсах также внесены соответствующие изменения.

Так, вводятся понятия "резидент" и "нерезидент" Республики Беларусь, предусмотренные Таможенным кодексом, уточняются особенности подачи документов для участия в торгах для резидентов и нерезидентов.

В данный нормативный акт внесены также коррективы, касающиеся продажи принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ. В частности, оговорено, кто проводит конкурсы по продаже объектов приватизации (акций); кто разрабатывает условия конкурса и приоритетное условие для определения его победителя. Кроме того, Положение увязано с Законом от 10.12.92г. "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" и предусматривает при подаче документов на участие в конкурсе необходимость представления его участниками согласия антимонопольного органа на совершение сделки по приобретению акций открытого акционерного общества.

Аналогичные изменения и дополнения готовятся и в Положения, касающиеся продажи объектов республиканской собственности на аукционах, в том числе с применением метода понижения начальной цены.

Надеемся, что новые изменения и дополнения, упрощающие процедуру участия в торгах, привлекут потенциальных покупателей и инвесторов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений