Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новации в определении размера причиненного вреда при проведении закупок

Фото: freepik.com

Правительство установило, как считать размер вреда, причиненного различными нарушениями правил закупок – как государственных, так и осуществляемых за счет собственных средств.

Постановлением Совмина от 18.05.2023 № 316 дополнено Положение о порядке определения размера вреда (в т.ч. реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утв. постановлением от 07.12.2016 № 1001 (далее – Положение № 1001). Напомним, что данное Положение применяется в случаях, когда вред выявлен по результатам проверок, проведенных в соответствии с Положением о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом от 16.10.2009 № 510 (далее – Положение № 510).

Так, п. 8 Положения № 510 обязывает проверяемых субъектов в числе прочего принять меры к устранению выявленных контролерами нарушений и возместить вред, причиненный государству, иным лицам.

Внесенные в Положение № 1001 дополнения детализируют порядок определения размера вреда, который возник как следствие нарушения порядка проведения закупок.

В документе уточняется, что под противоправными действиями понимается нарушение:

1) актов законодательства;

2) локальных правовых актов (ЛПА), регулирующих вопросы осуществления закупок за счет собственных средств.

Иными словами, нарушения ЛПА в сфере закупок приравнены к нарушению законодательства. Соответственно, если такие нарушения повлекут причинение вреда, его размер будет определяться в установленном Положением № 1001 порядке.

В документе дополнительно прописали следующие основания для взыскания вреда и правила расчета его размера.

1. Суть нарушения: в договор государственной закупки внесены не предусмотренные законодательством изменения, касающиеся объема (количества) предмета госзакупки или цены договора. В этом случае размер вреда определяется как разница между фактически полученными поставщиком (подрядчиком, исполнителем) денежными средствами и суммой, которую он мог получить по договору, если бы требования законодательства были соблюдены.

Обратим внимание, что не считается нарушением увеличение объема (количества) предмета госзакупки при соблюдении пропорционального увеличения его стоимости (подп. 1.8 п. 1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).


2. Суть нарушения: заказчиком (организатором) нарушен порядок открытия, рассмотрения, оценки, сравнения, отклонения предложений в процедуре госзакупки либо закупки за счет собственных средств, что привело к неправильному выбору участника-победителя и заключению с ним договора. Размер вреда рассчитывается как разница между фактически выплаченными денежными средствами и ценой предложения (ставкой при проведении электронного аукциона, в т.ч. с учетом префпоправки, если она применима) того участника, которого следовало признать победителем.

Важно: за фактически выплаченную сумму принимается цена договора на момент его заключения, последующее увеличение цены в ходе исполнения договора не учитывается.

Также отметим, что к данному нарушению не относится случай, указанный ниже в п. 3 как самостоятельное основание для взыскания вреда.

3. Суть нарушения: участник процедуры госзакупок, закупок за счет собственных средств неправомерно заявил о наличии у него права на применение преференциальной поправки либо не выполнил обязательства и условия, связанные с ее применением. В подобном случае размер вреда определяется как разница между фактически полученной таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) денежной суммой (в пределах цены договора на момент его заключения) и ценой предложения (ставкой) того участника, который должен был стать победителем.

Согласно Положению № 510 размер причиненного вреда указывается в акте проверки.

Как представляется, обязанность по возмещению вреда, причиненного нарушениями в сфере закупок, может быть возложена:

– на должностных лиц заказчика, принявших решение о внесении неправомерных изменений в договор госзакупки;

– членов комиссии по закупкам, допустивших указанные в п. 2 нарушения, приведшие к неверному выбору победителя;

– ответственных лиц участника, необоснованно заявившего о применении префпоправки.

Изменения в Положения № 1001 вступили в силу с 21 мая 2023 г.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by