Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Не по Госстандарту...

В ходе проведенных КГК и другими контролирующими органами проверок центрального аппарата Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации и его территориальных органов выявлен целый ряд недостатков в планировании и осуществлении контрольных и надзорных мероприятий, в нормативной правовой базе, финансово-хозяйственной работе и т.д...
В ходе проведенных КГК и другими контролирующими органами проверок центрального аппарата Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации и его территориальных органов выявлен целый ряд недостатков в планировании и осуществлении контрольных и надзорных мероприятий, в нормативной правовой базе, финансово-хозяйственной работе и т.д. Об этом шла речь на плановом заседании Совета по координации контрольной деятельности Комитета госконтроля.

В частности, выяснилось, что требуют доработки утвержденные постановлениями Госстандарта нормативные документы, регулирующие порядок планирования, осуществления госнадзора и контроля, оформления результатов проверок. Большинство принимаемых Комитетом документов, которые в соответствии с законодательством относятся к нормативным правовым актам, не вносятся в Национальный реестр правовых актов.

В пересмотре нуждаются технические задания по ряду основных направлений государственного метрологического надзора за средствами измерений, измерениями радиоактивных веществ, которыми в 2002г. руководствовались специалисты Госстандарта в ходе проверок, поскольку порой они базируются на отмененных или устаревших нормах и правилах.

Не в полной мере соответствуют требованиям утвержденные в августе прошлого года методические рекомендации о порядке формирования и применения цен и тарифов в системе Госстандарта, которые не были в установленном порядке согласованы с Минэкономики.

Областные центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС) не имеют перечня субъектов предпринимательской деятельности, расположенных на закрепленной за ними территории и подлежащих госнадзору, а также методики выбора объектов проверки. Из-за этого периодичность проверок многих предприятий в нарушение подпункта 4.8 Порядка осуществления государственного метрологического надзора за соблюдением метрологических норм и правил (утв. приказом Белстандарта от 20.11.96г. N 194) превышает установленную -- раз в три года.

На Совете отмечено, что Госстандарт недостаточно внимания уделяет вопросам повышения квалификации сотрудников. В отдельных случаях не соблюдается Положение об аттестации государственных служащих центрального аппарата Комитета, специалистов органа госнадзора за стандартами и средствами измерений и руководителей организаций. Так, в нарушение ст.12 Закона "Об основах службы в государственном аппарате" главные государственные инспекторы и их заместители, которые являются госслужащими, занимают одновременно должности директоров унитарных предприятий -- областных (городских) ЦСМС.

В отдельных центрах работают специалисты без высшего образования, что противоречит квалификационным требованиям. Государственные инспекторы, осуществляющие надзорные функции, слабо контролируют выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений, а также их причин.

Проверки показали, что созданные Госстандартом научно-технические комиссии, одной из функций которых является рассмотрение вопросов об уменьшении сумм штрафов за нарушение законодательства в области стандартизации, метрологии и сертификации, принимали такие решения без учета финансового состояния предприятий.

При отсутствии соответствующей нормативной базы Госстандарт бесплатно сертифицировал системы качества в 12 организациях государственной и негосударственной формы собственности. Кроме того, инспекционный контроль за сертифицированными системами качества отдельных предприятий проводился не являющимися на то уполномоченными органами по сертификации -- Могилевским и Брестским ЦСМС.

Оказалось, что Госстандарт не имеет информационной базы данных об основных идентифицирующих признаках продукции отечественных и зарубежных предприятий. Практически отсутствует контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций. Не выполняются планы проведения ревизий и не соблюдается установленная законодательством периодичность и комплексность этой работы. Так, по состоянию на 1.01.2003г. в системе Госстандарта насчитывалось 8 подведомственных организаций, где ревизии финансово-хозяйственной деятельности не проводились более трех лет. Например, последняя ревизия РУП "Пинский центр стандартизации, метрологии и сертификации" и вовсе была лишь в 1993г.

Впрочем и качество состоявшихся ревизий не отвечает предъявляемым требованиям. Многие вопросы, определенные программой проведения таких мероприятий, рассмотрены поверхностно или вообще не затронуты. Акты ревизий носят описательный характер, в них практически не отражены вопросы целевого, эффективного использования бюджетных средств, выделенных на финансирование организаций.

В итоге Совет счел недостаточной работу, проводимую председателем Госстандарта В.Корешковым по организации ведомственного контроля и повышению его эффективности. Комитету предписано продолжить работу по упорядочению надзорной и контрольной деятельности, улучшению ее координации с деятельностью контролирующих и правоохранительных органов. До 1 июля 2003г. Госстандарт должен привести статус главных государственных инспекторов областей (их заместителей) по надзору за стандартами и средствами измерений в соответствие с законодательством. В установленном порядке должно быть разработано и внесено в Совет Министров предложение о порядке бесплатного проведения субъектами предпринимательской деятельности работ по сертификации систем качества и реализации продукции аккредитованными органами по сертификации.

Кроме этого, Госстандарту предписано создать информационную базу данных основных идентифицирующих признаков подлинности продукции (товаров) отечественных и зарубежных предприятий, работающих на рынке республики, а также совместно с Минздравом до 1.07.2003г. принять решение о разграничении номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации и государственной гигиенической регистрации, исключив дублирование этой процедуры в отношении одних и тех же товаров.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений