Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Не хватает страхового стажа

К моменту достижения общеустановленного пенсионного возраста имею страховой стаж на 2 года меньше, чем требуется для назначения пенсии по возрасту.

Получу ли я, продолжив работать в пенсионном возрасте, право на пенсию по возрасту через 2 года?

В числе условий назначения пенсии по возрасту Закон от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) предусматривает наличие у гражданина общего и страхового стажа установленной продолжительности.

Право на трудовую пенсию по возрасту имеют лица, которые в периоды работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет ФСЗН (ч. 1 ст. 5 Закона).

Право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда (страхового стажа) не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 01.01.2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Таким образом, в 2018 г. право на трудовую пенсию по возрасту по общему правилу будет предоставлено лицам, имеющим указанный стаж работы не менее 16 лет 6 месяцев.

Вместе с тем Указом Президента от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» (далее – Указ) предусмотрена возможность назначения пенсии по возрасту при наличии страхового стажа меньшей продолжительности – не менее 10 лет. Однако для этого необходимо наличие общего стажа работы большей продолжительности, нежели предусмотрено ст. 11 Закона (подп. 1.1 п. 1 Указа).

Под общим стажем работы следует понимать сумму периодов времени, составляющих страховой стаж, и периодов, включаемых в стаж работы, за которые уплата обязательных страховых взносов не производилась. Это периоды военной службы, отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет (но не более 9 лет в общей сложности), получения образования в дневной форме и др. (ч. 2 ст. 51 Закона). Согласно ст. 11 Закона право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины при стаже работы не менее 20 лет. Вместе с тем, как отмечалось выше, для назначения пенсии по возрасту лицам, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, однако менее установленного в абз. 2 ч. 1 ст. 5 Закона (в 2018 г. – менее 16 лет 6 месяцев), требуется общий стаж работы большей продолжительности. В соответствии с п. 1 Указа в данном случае для назначения пенсии по возрасту необходим стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. Гражданам, проходившим военную службу (службу в военизированных организациях), пенсия по возрасту в рассматриваемом случае может быть назначена при наличии стажа работы, предусмотренного в ст. 51 Закона, не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях). Гражданам, проходившим указанную службу, пенсия по возрасту в соответствии с абз. 3 подп. 1.1 п. 1 Указа назначается при условии, если они не имеют права на пенсию в соответствии с Законом от 17.12.1992 № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета РБ, Государственного комитета судебных экспертиз РБ, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

В тексте вопроса не указана продолжительность общего и страхового стажа задавшего его гражданина. Если гражданин имеет страховой стаж от 10 лет, но меньше предусмотренного абз. 2 ч. 1 ст. 5 Закона, возможность назначения ему пенсии по возрасту зависит от продолжительности общего стажа. При продолжительности общего стажа, требуемого Указом, гражданину может быть назначена пенсия по возрасту. При этом, на наш взгляд, гражданин может воспользоваться правом на отказ от получения назначенной пенсии на определенный период для увеличения ее размера в соответствии со ст. 231 Закона. Согласно данной норме при продолжении работы без получения государственной пенсии после назначения пенсии по возрасту на общих основаниях размер пенсии по возрасту увеличивается в зависимости от продолжительности периода отказа от ее получения. По окончании данного периода осуществляется перерасчет пенсии с учетом ее повышения, причитающегося гражданину в соответствии с ч. 1 ст. 231 Закона.

В случае отсутствия у гражданина общего и (или) страхового стажа продолжительности, определенной Указом и (или) Законом, пенсия по возрасту ему назначена быть не может. Однако согласно ст. 7 Закона обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. Моментом возникновения права на пенсию следует считать момент, с которого считаются одновременно соблюденными требования к общеустановленному пенсионному возрасту и как к общему, так и к страховому стажу. К моменту достижения общеустановленного пенсионного возраста гражданин может не иметь необходимого страхового и (или) общего стажа. Однако ничто не препятствует ему доработать (осуществлять иную деятельность) недостающий период времени после достижения общеустановленного пенсионного возраста. В частности, ни Закон, ни Указ не содержат требования о том, что страховой стаж, требуемый для назначения пенсии по возрасту, должен быть выработан до достижения гражданином общеустановленного пенсионного возраста. Следовательно, в страховой стаж для назначения пенсии по возрасту засчитываются периоды работы (осуществления иной деятельности) и после достижения гражданином общеустановленного пенсионного возраста.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений