Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
USD:
2.9775
EUR:
3.4179
RUB:
3.683
BTC:
100,899.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Юридическим лицам
04.11.2016 35 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НДС: место реализации и время счетов-фактур

Законом от 18.11.2016 № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон № 432-З) скорректированы отдельные нормы главы 12 НК, регулирующей порядок исчисления и уплаты НДС.

Статья 33

В ст. 33 НК установлен порядок определения места реализации работ (услуг), имущественных прав. Определение места их реализации важно для установления необходимости исчисления НДС, поскольку при признании Беларуси местом их реализации возникает необходимость в исчислении НДС. Если местом реализации территория РБ не признается, НДС в РБ можно не исчислять. Рассмотрим основные новшества в этой статье, которые будут действовать с 2017 г.

1. В ст. 33 НК внесено дополнение, согласно которому местом реализации услуг, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях (потребителях), признается территория РБ, если покупатель (приобретатель) этих услуг осуществляет деятельность на территории РБ и (или) местом его нахождения (местом жительства) является РБ.

Пример 1. Белорусская организация оказала резиденту Литвы услуги, с помощью которых осуществляется поиск и предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях. Поскольку покупатель этих услуг не является резидентом РБ, местом их реализации территория РБ не признается и НДС в РБ можно не исчислять.

Пример 2. Белорусская организация приобретает у литовской организации, не состоящей на учете в налоговом органе РБ, услуги, с помощью которых осуществляется поиск и предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях. Местом реализации этих услуг признается территория РБ, и белорусской организации следует исчислить НДС в соответствии со ст. 92 НК.

Согласно п. 1 ст. 92 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее – объекты) на территории РБ иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в РБ через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и ИП, приобретающих данные объекты.

2. С 2018 г. в НК вводится порядок определения места реализации услуг в электронной форме.

Услуги в электронной форме – это услуги, оказанные иностранной организацией через Интернет автоматизированно с использованием информационных технологий, в т.ч. с привлечением иностранного посредника в расчетах (п. 3 ст. 33 НК). Услуги, которые следует относить к услугам в электронной форме, а также услуги, которые к ним не относятся, приведены в п. 3 ст. 33 НК.

Предусмотрено, что местом реализации признается территория РБ, если покупателем (приобретателем) услуг в электронной форме является физическое лицо, отвечающее критериям, определенным п. 4 ст. 33 НК (далее – физическое лицо, приобретающее услуги в электронной форме в РБ) (подп. 1.41 п. 1 ст. 3 НК).

Физическое лицо при приобретении услуг в электронной форме признается приобретающим услуги в электронной форме в РБ, если выполняется хотя бы одно из указанных ниже условий:

– местом фактического нахождения физического лица является РБ; местом нахождения банка, в котором открыт счет, используемый физическим лицом для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется физическим лицом оплата услуг, является территория РБ;

– сетевой (IP) адрес устройства, использованного покупателем при приобретении услуг в электронной форме, зарегистрирован в РБ (относится к адресному пространству РБ);

– международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РБ (п. 4 ст. 33 НК).

Пример 3. Литовская организация оказала физическому лицу, у которого международный код страны телефонного номера, используемого для оплаты услуг, присвоен РБ, услуги по размещению предложений о реализации товаров в Интернете. Место реализации этих услуг территория РБ.

Статья 92

Этой статьей определены случаи уплаты НДС белорусскими покупателями объектов на территории РБ у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ.

В результате введения с 2018 г. обложения НДС услуг в электронной форме ст. 92 НК дополнена п.п. 5 и 6, в которых конкретизированы случаи уплаты НДС при оказании услуг в электронной форме при признании местом реализации территории РБ.

Иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме для физических лиц, местом реализации которых признается РБ, исчисляют и уплачивают НДС, представляют налоговые декларации в налоговый орган РБ с учетом особенностей, определенных главой 12 НК для данной категории плательщиков и вида услуг, за исключением случаев, когда обязанность по исчислению и уплате НДС возложена на иных обязанных лиц, указанных в п. 6 ст. 92 НК (п. 5 ст. 92 НК).

Пример 4. Литовская организация оказала услуги в электронной форме физическому лицу, приобретающему такие услуги в РБ. Литовская организация исчисляет и уплачивает НДС, представляет налоговую декларацию в налоговый орган РБ, поскольку местом реализации этих услуг признается территория РБ.

При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме для физических лиц, местом реализации которых признается РБ, при посредничестве состоящих на учете в налоговых органах РБ белорусских организаций, ИП, постоянных представительств ино­странных организаций, участвующих в расчетах непосредственно с такими физическими лицами за указанные услуги на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, НДС исчисляют и уплачивают указанные посредники в порядке, установленном п. 3 ст. 92 НК (ч. 1 п. 6 ст. 92 НК).

При реализации объектов на территории РБ иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и ИП, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе таких договоров с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ (п. 3 ст. 92 НК).

Пример 5. Литовская организация (комитент) с привлечением белорусской организации (комиссионер) реализует от имени комиссионера услугу в электронной форме физическому лицу, приобретающему эту услугу в РБ. НДС исчисляет и уплачивает комиссионер.

В случае оказания физическим лицам, приобретающим услуги в электронной форме в РБ, местом реализации которых признается РБ, с участием в расчетах нескольких иностранных организаций, указанных в абз. 4 ч. 1 п. 4 ст. 22 НК, лицом, обязанным исчислить и уплатить НДС, признается та из иностранных организаций, которая непосредственно участвует в расчетах с физическими лицами, независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в РБ (ч. 2 п. 6 ст. 93 НК).

Иностранная организация обязана стать на учет в налоговом органе в порядке, установленном п.п. 2–6 ст. 66 НК, если она осуществляет или собирается осуществлять посредническую деятельность с участием в расчетах физических лиц, приобретающих услуги в электронной форме в РБ, за оказанные им услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РБ, на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров с иностранными организациями, оказывающими услуги в электронной форме физическим лицам в РБ (далее – иностранный посредник в расчетах). При этом иностранный посредник в расчетах имеет права и несет обязанности, установленные НК для иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в РБ (абз. 4 ч. 1 п. 4 ст. 22 НК).

Пример 6. Литовская организация (комитент) оказывает услуги в электронной форме физическому лицу, приобретающему услуги в электронной форме в РБ, с привлечением эстонской организации (комиссионер). Оплата услуг осуществляется физическим лицом комиссионеру. НДС исчисляет и уплачивает комиссионер.

Статья 93

1. В 2016 г. было предусмотрено, что объектами обложения НДС не признаются обороты по возмещению абоненту субабонентами стоимости всех видов полученных энергии, газа, воды (подп. 2.12.6 п. 2 ст. 93 НК). С 2017 г. этот подпункт из НК исключается, указанные обороты будут признаваться объектами обложения НДС.

2. Согласно редакции НК, действующей в 2016 г., подп. 2.10 п. 2 ст. 93 НК установлено, что объектами обложения НДС не признаются обороты по передаче налоговым органам изготовленных книг замечаний и предложений и выдача ими таких книг госорганам, иным организациям и ИП.

Пунктом 3 Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утв. постановлением Совмина от 16.03.2005 № 285, предусмотрено, что с 23.01.2016 г. эта книга выдается государственным органам, иным организациям и ИП путем реализации ее РУП «Издательство «Белбланкавыд». Поэтому подп. 2.10 п. 2 из ст. 93 НК исключен с признанием отсутствия объекта налогообложения при реализации таких книг в подп. 2.29 п. 2 ст. 93 НК.

3. Исходя из подп. 2.25 п. 2 ст. 93 НК в 2016 г. не признаются объектом обложения НДС обороты по реализации ценных бумаг, форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных аналогичных финансовых инструментов срочного рынка. При этом к оборотам по реализации ценных бумаг относятся непосредственно реализация ценных бумаг, комиссионные доходы (включая вознаграждения по договорам комиссии или поручения) по операциям с ценными бумагами, начисление доходов, депозитарная деятельность, а также погашение ценных бумаг эмитентом в форме, установленной законодательством.

С 2017 г. эта льгота расширена, п. 2 ст. 93 НК дополнен подп. 2.251, на основании которого не будут признаваться объектом обложения НДС обороты от осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс).

Статья 94

1. С 1.03.2016 г. в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа Президента от 25.03.2016 № 111 (далее – Указ № 111) по ставке в размере 20% НДС облагаются обороты по реализации на территории РБ услуг по перевозке пассажиров: городским и пригородным автомобильным транс­портом в регулярном сообщении; городским электрическим транспортом и метрополитеном; внутренним водным транспортом в пригородном сообщении; железнодорожным транспортом общего пользования на городских и региональных линиях. Ранее в подп. 1.14 п. 1 ст. 94 НК было предусмотрено освобождение от НДС по этим услугам. Соответственно, Законом № 432-З указанный подпункт из НК исключен.

2. С 2017 г. сужена льгота по НДС в виде освобождения от налогообложения работ (услуг) по сделкам с недвижимым имуществом, оказываемым физическим лицам, до освобождения от НДС только работ (услуг) по осуществлению административных процедур в отношении такого имущества.

3. Изменения, внесенные Законом № 432-З в подп. 1.34 и 1.35 п. 1 ст. 94 НК, установили годовой срок для представления в налоговый орган документов, являющихся основанием для возмещения из бюджета НДС посольствам, консульствам иностранных государств, представительствам международных организаций в РБ, чтобы предотвратить злоупотребления предоставленными льготами.

4. С 2017 г. перечень освобождаемых от НДС оборотов (п. 1 ст. 94) дополнен подп. 1.38, в соответствии с которым освобождаются от НДС на территории РБ операции ОАО «Агентство по управлению активами» по:

– реализации банками и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – Банк развития) услуг по обслуживанию кредитов;

– передаче банками и Банком развития активов согласно перечню, утверждаемому Совмином и Нац­банком;

– передаче ОАО «Белагропромбанк» в безвозмездное пользование имущества и прав на использование объектов интеллектуальной собственности;

– безвозмездной передаче банками и Банком развития имущества, в т.ч. имущественных прав, по договорам предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.

Статья 97

Порядок установления даты определения величины обязательства по договору по договорам, в которых сумма обязательств выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте, и по договорам, в которых сумма обязательств выражена в иностранной валюте эквивалентно сумме в иной иностранной валюте, установлен непосредственно в п.п. 6 и 7 ст. 97 НК, без отсылки на п. 5 ст. 31 НК, как это было до 2017 г.

Статьи 98 и 100

1. Законом № 432-З в п. 9 ст. 98 НК уточнено, что при реализации по регулируемым законодательством тарифам услуг по перевозке пассажиров всеми видами транспорта в регулярном сообщении, по которым возмещение части затрат по оказанию таких услуг (включая предоставление льготы по проезду отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством) производится за счет субсидий, налоговая база НДС определяется как стоимость этих услуг без учета предоставляемых субсидий на возмещение указанных затрат.

2. В связи с введением с 2018 г. налогообложения услуг в электронной форме в п. 12 ст. 98 НК установлен порядок определения размера налоговой базы НДС при реализации этих услуг иностранными организациями физическим лицам, приобретающим услуги в электронной форме в РБ. В этом случае налоговая база НДС определяется как стоимость таких услуг с учетом суммы НДС.

Пример 7. Иностранная организация реализовала услугу в электронной форме физическому лицу, приобретающему эту услугу в РБ, стоимостью (с учетом НДС) 120 BYN. Налоговая база НДС 120 BYN.

При определении налоговой базы НДС при реализации услуг в электронной форме за иностранную валюту пересчет такой валюты в белорусские рубли производится по официальному курсу Нацбанка, установленному на момент фактической реализации указанных услуг (ч. 6 п. 12 ст. 98 НК). Частью 4 п. 5 ст. 100 НК установлено, что моментом фактической реализации услуг в электронной форме, оказанных иностранными организациями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц, признается последний день отчетного периода, на который приходится день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих услуг.

Пример 8. Иностранная организация, исчисляющая НДС ежемесячно, в январе 2018 г. оказала услуги в электронной форме физическому лицу, приобретающему эти услуги в РБ. Услуга с учетом НДС оплачена 10.01.2018 г. в размере 120 USD. Сумму налоговой базы в белорусских рублях следует определить исходя из курса доллара США, установленного Нацбанком на 3.01.2018 г.

Статья 102

1. Установлена ставка НДС при реализации услуг в электронной форме в размере 20%.

2. Законом № 432-З предусмотрена ставка НДС в размере 25% при реализации услуг электросвязи, оказываемых абонентам, которая была введена Указом № 111 с 1.03.2016 г. Этим же актом предусмотрено, что отчетным периодом по НДС для плательщиков, оказывающих данные услуги с 1.04.2016 г., признается календарный месяц. Для реализации названного положения Указа № 111 в ст. 108 НК внесено дополнение.

Статья 103

1. В ст. 103 НК определен алгоритм действий налогового органа в случае принятия им решения об аннулировании (полностью либо частично) решения о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации объектов. В таком случае налоговый орган не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем вынесения решения об аннулировании, осуществляет:

– в первую очередь – отмену ранее проведенных согласно ч. 1 подп. 7.1 п. 7 ст. 103 НК зачетов в последовательности заявленных плательщиком (иным обязанным лицом) к зачету сумм разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации объектов, в заявлении о возврате, представленном в соответствии с ч. 4 п. 6 ст. 103 НК;

– во вторую очередь – отмену зачета в счет погашения образовавшейся задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням и иным обязательным платежам в бюджет, в т.ч. наложенным налоговыми органами штрафам, проведенного в соответствии с ч. 2 подп. 7.1 п. 7 ст. 103 НК;

– в третью очередь – отмену возврата из бюджета оставшейся после проведения зачета суммы разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации объектов.

2. В связи с дополнением ст. 103 НК п. 12 с 2018 г. НДС при реализации услуг в электронной форме исчисляется путем произведения налоговой базы (стоимость с учетом НДС) и налоговой ставки (20%) и деления на 120.

Статья 105

1. Изменение, внесенное в п. 41 ст. 105 НК, основано на положениях постановления МНС от 25.04.2016 № 15. Так, плательщики НДС, приобретающие объекты через подотчетных лиц, вправе заявить в произвольной форме требование о выставлении в их адрес продавцами этих объектов, являющимися плательщиками НДС в РБ, электронного счета-фактуры (далее – ЭСЧФ). Продавцы обязаны выставить в адрес указанных плательщиков (покупателей) ЭСЧФ, указав ставку, по которой облагаются данные объекты, и сумму НДС.

2. На основании дополнения первого предложения п. 5 ст. 105 НК плательщики, которым поручена реализация имущества, отчужденного в результате реквизиции, конфискации, по решению суда в порядке взыскания налогов, сборов (пошлин) и пеней, штрафов за совершение административных правонарушений и (или) преступлений путем обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника, в документах для покупателей вправе указывать самостоятельно выделенные из цены реализации суммы НДС и по требованию покупателей обязаны выставить ЭСЧФ. При этом самостоятельное выделение сумм НДС в документах и указание суммы НДС в ЭСЧФ производится по той ставке, по которой облагается НДС реализация такого имущества.

3. С учетом ч. 3 п. 71 ст. 105 НК выделение комиссионером (поверенным) покупателю исчисленных комиссионером (поверенным) сумм НДС в соответствии со ст. 92 НК по объектам комитентов (доверителей) осуществляется при выставлении комиссионером (поверенным) ЭСЧФ покупателям на основании ЭСЧФ, выставленного комиссионером (поверенным) согласно абз. 2 ч. 4 п. 8 ст. 1061 НК. Напомним, что нормами этого абзаца предусмотрено создание плательщиком ЭСЧФ и его направление на Портал при реализации объектов на территории РБ иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, и исчислении плательщиком НДС в соответствии с положениями ст. 92 НК.

Таким образом, основанием для выделения комиссионером (поверенным) покупателю исчисленных комиссионером (поверенным) сумм НДС исходя из ст. 92 НК по объектам комитентов (доверителей) является ЭСЧФ, выставленный комиссионером (поверенным) и направленный на Портал.

4. До 2017 г. корректировка продавцом исчисленной суммы НДС, а покупателем – сумм налоговых вычетов осуществлялась в месяце выставления и подписания в установленном порядке исправленных или дополнительных ЭСЧФ (ч. 4 п. 81 ст. 105 НК). С 2017 г. уменьшение продавцом исчисленной суммы НДС производится на основании акта сверки расчетов, подписанного продавцом и покупателем, в месяце выставления им и подписания покупателем – плательщиком НДС в РБ электронной цифровой подписью исправленных (дополнительных) ЭСЧФ. Уменьшение покупателем сумм налоговых вычетов осуществляется в месяце составления и подписания акта сверки расчетов между продавцом и покупателем.

Статья 106

Положения п.п. 2 и 3 ст. 106 НК в части включения в затраты сумм «входного» НДС применяются также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, освобождаемыми от НДС согласно п. 1 ст. 328 НК, в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства. На основании указанного пункта такие хозяйства в течение 3 лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК. При этом по указанной деятельности в соответствии с п. 2 ст. 63 НК крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от обязанности представления налоговой декларации по НДС.

Следовательно, в текущем году такие хозяйства, применяя норму п. 1 ст. 328 НК и не заполняя налоговую декларацию по НДС, не могут осуществлять налоговые вычеты. Корректировка указанной статьи закрепит на законодательном уровне порядок ограничения вычетов по НДС, применявшийся на практике.

Статья 1061

1. В связи с изложением ч. 1 п. 4 ст. 1061 НК в новой редакции ЭСЧФ признается источником сведений об исчисленных и (или) подлежащих вычету суммах НДС, представляемых в налоговые органы.

2. В 2016 г. в НК предусмотрено, что ЭСЧФ выставляется (направляется) не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии с положениями ст. 100 НК, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, а 5-го числа, как это предусмотрено в указанной статье в 2016 г. Аналогично изменен срок и в отношении ЭСЧФ при ввозе товаров на территорию РБ, за исключением ввоза с территории государств – членов ЕАЭС. Таким образом, срок для выставления ЭСЧФ довольно существенно увеличен.

3. На основании дополнения Законом № 432-З п. 7 ст. 1061 НК ЭСЧФ не будет создаваться также при:

– ввозе на территорию РБ товаров ИП, не являющимися плательщиками НДС при реализации объектов. Данное положение не применяется ИП с 1-го числа месяца, в котором они признаны плательщиками НДС при реализации объектов;

– реализации объектов, налоговая база НДС по которым в соответствии с законодательством признается равной нулю (равна нулю);

– реализации услуг в электронной форме иностранными организациями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц;

– реализации услуг по перевозке между юридическими лицами, входящими в сводный баланс основной деятельности ГО «Белорусская железная дорога», не включаемых в налоговую базу НДС в соответствии с п. 9 ст. 98 НК.

4. С 2017 г. на основании дополнения п. 8 ст. 1061 НК ЭСЧФ будет создаваться плательщиком и направляться на Портал без необходимости его выставления покупателю объектов также при реализации экспортируемых услуг транспортной экспедиции, обороты по реализации которых облагаются НДС по ставке в размере 0% в соответствии с абз. 4 подп. 1.1.1 п. 1 и п. 4 ст. 102 НК.

5. В связи с изложением п. 20 ст. 1061 НК в новой редакции с 2017 г. в случае невозможности выставления (направления) ЭСЧФ по причине недоступности Портала (в т.ч. из-за отсутствия электропитания и (или) выхода из строя оборудования (его части)), недостаточности ресурсов Портала, недоступности и (или) отсутствия каналов связи с Порталом, включая недостаточность ширины каналов связи с Порталом, плательщику вменено в обязанность не позднее 5 рабочих дней со дня возобновления работоспособности Портала выставить (направить) ЭСЧФ в соответствии с требованиями ст. 1061 НК.

Статья 107

1. В связи с изложением в новой редакции абз. 2 ч. 4 п. 4 ст. 107 НК суммы НДС, приходящиеся на затраты, понесенные плательщиком до начала реконструкции (модернизации) ранее принятых на учет объектов основных средств, и являющиеся вложениями в долгосрочные активы плательщика, могут приниматься к вычету в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным основным средствам, с даты начала строительства. Таким образом, по этим затратам суммы НДС можно будет принять к вычету в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным основным средствам, только с даты начала строительства и не ранее.

2. В связи с дополнением п. 51 ст. 107 налоговые вычеты будут осуществляться:

– при приобретении транспортных услуг по перевозке пассажиров и багажа – на основании ЭСЧФ, полученных в установленном порядке от продавцов этих услуг, при условии подписания ЭСЧФ плательщиком в установленном порядке электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП);

– при приобретении по подписке печатных СМИ – на основании ЭСЧФ, полученных в установленном порядке от продавцов, при условии подписания ЭСЧФ плательщиком в установленном порядке ЭЦП;

– при аренде (финансовой аренде (лизинге)) объектов аренды (предметов лизинга) – на основании ЭСЧФ, полученных в установленном порядке от арендодателя (лизингодателя), при условии их подписания арендатором (лизингополучателем) в установленном порядке ЭЦП;

– по товарам, приобретенным по розничным ценам с использованием кассового оборудования, – на основании платежных документов, формируемых кассовым оборудованием, если в таких документах ставка и сумма НДС указаны в качестве реквизита платежного документа либо выделены плательщиком, реализующим товары по розничным ценам, по требованию покупателя с заверением печатью (штампом) продавца и подписью руководителя или главного бухгалтера организации-продавца (лица, им уполномоченного) либо индивидуального предпринимателя – продавца (лица, им уполномоченного), и ЭСЧФ, полученных в установленном порядке от продавцов, при условии их подписания плательщиком (покупателем) в установленном порядке ЭЦП.

3. Пункт 6 ст. 107 НК изложен в новой редакции с целью упорядочить порядок вычетов НДС, предъявленных плательщику при приобретении строительных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опыт­но-технологических (технологических) работ в условиях функционирования ЭСЧФ. Принятие к вычету сумм НДС, предъявленных плательщику (заказчику) при приобретении указанных работ, производится с учетом положений ч. 5 п. 61 ст. 107 за тот отчетный период, на который приходится день подписания плательщиком (заказчиком) актов выполненных работ. При их подписании до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за месяцем, указанным в оформленных актах выполненных работ, принятие к вычету сумм НДС, предъявленных плательщику (заказчику) при приобретении указанных работ, осуществляется с учетом положений ч. 5 п. 61 ст. 107 НК за тот отчетный период, на который приходится последний день месяца выполнения работ.

Напомним, что на основании указанной части при получении от продавцов объектов ЭСЧФ и их подписании плательщиком в установленном порядке ЭЦП после завершения отчетного периода, в котором выполнены условия, установленные ст. 107 НК для вычета сумм НДС по приобретенным объектам, но до даты представления налоговой декларации за указанный отчетный период плательщик вправе произвести вычет сумм НДС в отношении таких объектов за тот отчетный период, в котором выполнены условия, установленные ст. 107 НК для вычета сумм НДС по приобретенным объектам.

Пример 9. Организация является заказчиком строительных работ. Работы выполнены в январе 2017 г. Акт выполненных работ подписан заказчиком до 10.02.2017 г. Отчетным периодом по НДС является календарный месяц, дата совершения операции в строке 3 ЭСЧФ – 31.01.2017 г., дата выставления ЭСЧФ в строке 2 – 9.02.2017 г., ЭСЧФ подписан покупателем 9.02.2017 г., налоговая декларация представлена в налоговый орган 13.02.2017 г. Вычет НДС можно сделать в налоговой декларации за январь 2017 г.

4. Из ст. 107 НК исключена ч. 4 п. 61 в связи с отменой обязанности представления в налоговый орган крупными плательщиками книги покупок в электронном виде.

5. Согласно дополнению Законом № 432-З подп. 19.12 п. 19 ст. 107 НК не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе объектов, связанных с получением доходов (выручки) в части осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс), поскольку такие обороты не признаются объектом налогообложения в соответствии с подп. 2.251 п. 2 ст. 93 НК.

6. Исходя из подп. 19.15 п. 19 ст. 107 НК не подлежат вычету суммы НДС по товарам в случае их порчи, утраты (за исключением порчи, утраты товаров в связи с чрезвычайными обстоятельствами: пожар, авария, стихийное бедствие, ДТП). Для применения этого положения под утратой товара понимается событие, в результате которого произошли уничтожение или потеря товара. С 2017 г. не является утратой потеря товаров, понесенная плательщиком в пределах норм, установленных законодательством. До 2017 г. не считалась утратой потеря товаров, понесенная плательщиком только в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством.

Статья 108

В п. 9 ст. 108 НК определен отчетный период по НДС (календарный квартал) для иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме для физических лиц. Указанные иностранные организации должны будут представлять в инспекцию МНС по г. Минску через личный кабинет плательщика в электронной форме по установленным МНС форме и формату налоговую декларацию по НДС в виде электронного документа или информацию, содержащую сведения по оборотам по реализации услуг и исчисленную сумму НДС, подлежащую уплате.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by