Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нацбанк рассказал о целях и приоритетах на 2024 год

25 января 2024 г. состоялось расширенное заседание Правления Нацбанка, посвященное итогам реализации денежно-кредитной политики и постановке основных задач на 2024 год. После заседания на сайте регулятора опубликовано два доклада – первого заместителя председателя Сергея Калечица, в котором подводятся итоги работы Нацбанка по обеспечению ценовой стабильности, и заместителя председателя Дмитрия Мурина. Его доклад посвящен обеспечению финансовой стабильности в прошлом году и актуализации этой задачи в текущем.

Перегрев экономики заставляет Нацбанк вспомнить об инфляции

Как отмечалось ранее, в 2022–2023 гг. большинство решений, принятых Нацбанком в монетарной сфере, было направлено на поддержку реального сектора за счет снижения процентных ставок, увеличения объемов кредитования, изменения валютной структуры требований к экономике.

В итоге общий объем кредитной поддержки реального сектора экономики со стороны банков в 2023 г. достиг 144,6 млрд руб., что на 29,1% превысило аналогичное значение за 2022 год. Основную часть этой суммы – более 90% – получили субъекты хозяйствования. Объем выданных долгосрочных кредитов вырос на 47,4% и по итогам 2023 г. составил 27,3 млрд руб., в т.ч. в национальной валюте – 24,1 млрд руб.

Проводимая денежно-кредитная политика наряду с другими мерами, предпринимаемыми правительством, способствовала увеличению в прошлом году экономической активности в стране вопреки сохраняющимся санкционным ограниче­ниям.

В то же время принятые решения привели к резкому росту денежного предложения: за 2023 год прирост средней широкой денежной массы составил 28,1%, в т.ч. рублевой – 35,4%. В итоге факти­ческая динамика показателей денежного предложения существенно опередила прирост ключевых макроэкономических показателей.

Как отмечают в самом Нацбанке, сохранение подобного отклонения на протяжении длительного времени неизбежно приводит к накоплению макроэкономических дисбалансов. В будущем такие дисбалансы могут проявиться через усиление давления на валютный рынок и курс белорусского рубля, повышенный спрос на потребительском рынке, раскручивание инфляционно-девальвационной спирали, ухудшение показателей устойчивости банковского сектора.

Поэтому еще в конце прошлого года Нацбанк начал принимать меры антиинфляционного характера с целью минимизации негативных последствий стимулирующей монетарной политики. Как следует из представленных докладов, политика, направленная на ограничение интенсивности инфляции, продолжится и в 2024 г.

Кредитование ограничат, но не сократят

Объявленные антиинфляционные меры вовсе не означают, что кредитное стимулирование экономики в текущем году будет сворачиваться. Не менее важная задача, которую ставит перед собой Нацбанк, – обеспечить расширение ресурсной поддержки экономической и инвестиционной активности в стране. По данному аспекту регулятор ориентируется на достижение одного из целевых показателей денежно-кредитной политики на 2024 год – обеспечение прироста требований банков к экономике в 2024 г. в размере не менее 10%.

Возможность сбалансировать дальнейшую поддержку реального сектора экономики при недопущении выхода инфляции за пределы целевого значения в 6% Нацбанк видит в ограничении прироста средней широкой денежной массы в 2024 г. уровнем 11–15%.

Для регулирования роста денежного предложения НБ РБ намерен в первую очередь задействовать инструменты по управлению ликвидностью. При этом планируется сохранить объем предоставления банками кредитов юридическим и физическим лицам в национальной и иностранной валютах в 2024 г. на уровне 145–150 млрд руб. Подчеркивается, что предоставление финансирования должно осуществляться прежде всего для реализации эффективных инвестиционных проектов, а также организаций, выпускающих экспортоориентированную и импортозамещающую продукцию.

Вместе с тем сам регулятор понимает: одним из системных рисков для белорусской экономики остается увеличение кредитования без увязки с эффективностью финансируемых предприятий, что особенно характерно для предоставления льготных кредитов. По оценке Нацбанка, основным источником, генерирующим фискальные риски и оказывающим давление на устойчивость бюджета, является сектор госпредприятий, требующий существенной систематической поддержки. Данные оценки показывают, что ежегодные объемы кредитования предприятий с господдержкой в 2020–2023 гг. составляют 3–4,5% к ВВП. Потенциальный навес, вызванный наличием обязательств, с обслуживанием которых не справляются имеющие их госпредприятия, на начало 2023 г. составлял около 11,4% к ВВП.

При этом регулятор не против сохранения разной стоимости ресурсов для разных проектов – например, для реализации эффективных инвестиционных проектов приемлемым значением ставки называются текущие 8,5% годовых. В банке также считают важным сохранить тренд на кредитование экономики преимущественно в национальной валюте. В 2024 г. доля рублевой составляющей в кредитном портфеле банков должна стать еще больше.

Что касается процентной политики, то она сохранит направленность на обеспечение привлекательности сбережений в национальной валюте, которые рассматриваются как основной источник для формирования ресурсной базы банков.

Первостепенная задача, поставленная перед белорусскими банками, – увеличение удельного веса долгосрочного фондирования, прежде всего за счет дальнейшего наращивания безотзывных рублевых вкладов и сохранения привлекательных условий по длинным рублевым вкладам. Целевым ориентиром для банков называется прирост долгосрочных депозитов физлиц в нацио­нальной валюте в размере около 20%, а их совокупная доля в общем объеме срочных рублевых вкладов на конец 2024 г. должна составить не менее 80%.

Таким образом, Нацбанк в 2024 г. будет стремиться поддерживать рост кредитования в соответствии с параметрами, определенными в Основных направлениях денежно-кредитной политики на текущий год. Однако в случае более существенного ускорения кредитования банками экономики он рассмотрит вопрос об активизации контрциклического буфера, представляющего собой надбавку к нормативам достаточности капитала 1-го уровня. Как сообщается, указанные меры могут быть применены в зависимости от складывающейся динамики финансового цикла, нарастания дисбалансов на кредитном рынке и возможностей банков противостоять шокам.

С мечтой о рынке капитала

Любопытная часть доклада Дмитрия Калечица посвящена критике финансового рынка страны. Он отмечает, что в целом финансовое посредничество выполняет свои функции, но имеющиеся структурные диспропорции не позволяют ему развиваться более динамично и влияют на качество и стоимость финансовых услуг. Ключевыми проблемами здесь являются доминирование банков в финансовом секторе, высокая концентрация внутри самого банковского сектора и высокий удельный вес нерыночного финансирования экономики.

По мнению регулятора, доминирование банковского сектора уменьшает стимулы к его развитию и снижает конкурентное давление, с чем сложно не согласиться. Косвенным свидетельством данного факта в Нацбанке считают неглубокий, низколиквидный и малодоступный отечественный рынок капитала. Высокая концентрация активов в банковском секторе по-прежнему сдерживает развитие конкуренции, а значительная доля нерыночного финансирования оказывает повышательное давление на стоимость рыночного финансирования, что ограничивает развитие эффективных субъектов экономики и создает условия для поддержания убыточных и низкоэффективных организаций. При этом, как показывает практика, ресурсы банковского сектора являются ограниченными, что стало хорошо заметно после существенного оттока депозитов в 2020–2022 гг.

Другое преимущество рынка капитала – возможность привлечения предприятиями длинного финансирования, с чем банки также справляются недостаточно хорошо. Объем долгосрочных кредитов в 2023 г. хоть и превысил показатели 2022 г., но все равно составил лишь 27,3 млрд руб. – менее 20% от общего объема выданных кредитов.

Пикантность ситуации придает тот факт, что финансовый рынок капитала за пределами банков, лизинговых организаций и МФО, которые регулирует Нацбанк, является областью ответственности  другого ведомства – Минфина. Складывается впечатление, что в данном случае НБ РБ бросает камень в огород Минфина, который, несмотря на принимаемые решения, никак не может «раскачать» белорусский рынок ценных бумаг.

Киберпреступность – на радаре Нацбанка

Вторым интересным аспектом является добавление в вызовы 2024 г. киберугроз. Как сообщает регулятор, за 2023 год посредством автоматизированной системы обработки инцидентов зарегистрировано около 15,5 тыс. сообщений об инцидентах и нарушениях безопасности в сфере защиты информации. Клиентам банков нанесен ущерб более чем на 27 млн руб. Подавляющее число сообщений (более 80%) связано с социальной инженерией, когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит денежные средства или сообщает злоумышленникам личные сведения.

Для противодействия несанкционированным платежным операциям финансовые организации обязаны внедрить до 1 марта 2024 г. антифрод-системы для обеспечения проверки платежей на соответствие признакам несанкционированного перевода денежных средств. Информация об инцидентах и нарушениях безопасности в сфере защиты информации будет предоставляться посредством автоматизированной системы обработки инцидентов в режиме 24/7. В рамках данной автоматизированной системы Нацбанк организует информационное взаимодействие между поставщиками платежных услуг и правоохранительными органами по обмену информацией о несанкционированных платежных операциях. Это позволит финансовым организациям и правоохранительным органам более эффективно противодействовать кибермошенничеству. Кроме того, во исполнение Указа от 14.02.2023 № 40 «О кибербезопасности» в 1-м полугодии 2024 г. в ряде банков должны быть созданы центры кибербезопасности либо приобретена услуга у такого центра. Остальным банкам необходимо это сделать до 1 мая 2025 г.

***

Несмотря на возросшие проинфляционные риски, Нацбанк не намерен принимать решения, которые могли бы привести к замедлению экономической активности, рассчитывая усидеть на двух стульях. В то же время регулятор акцентирует внимание на готовности расширить меры по сдерживанию инфляции, если развитие ситуации потребует таких решений, хотя сохранение кредитной поддержки экономики выглядит не менее важной задачей.

Скорее всего, до тех пор, пока ситуация не будет представлять угрозы для сохранения финансовой стабильности, Нацбанк будет сохранять стимулирующие условия, чтобы дать реальному сектору достаточно времени для адаптации к возможному развороту цикла. Однако любое значимое обострение ситуации может привести к тому, что регулятору все же придется принять более решительные меры в целях выполнения своей первоочередной задачи – сохранения финансовой стабильности.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by