Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На фоне «перегрева» экономики Нацбанк начал модификацию денежно-кредитной политики

Фото: freepik.com

В течение 2022–2023 гг. органы власти фактически работали в антикризисном режиме. Многие решения в монетарной сфере были ориентированы в первую очередь на поддержку реального сектора. Наступивший год знаменует постепенный возврат в прежнюю, более «спокойную» колею.

Актуальность выхода из прежнего режима

Необходимость внесения корректировок с помощью инструментов денежно-кредитной и, шире, экономической политики была внятно озвучена еще в июльском докладе начальника главного управления монетарной политики и экономического анализа Нацбанка Дмитрия Мурина. В частности, он указал, что значимым проинфляционным фактором в Беларуси продолжают оставаться высокие инфляционные ожидания населения и бизнеса.

По мнению специалиста, введение в IV квартале 2022 г. нового механизма ценообразования позволило уменьшить перенос необоснованных рисков и негативных ожиданий в цены. По мере замедления инфляционных процессов на потребительском рынке инфляционные ожидания населения и предприятий начали снижаться, но они по-прежнему значительно превышали фактическую инфляцию.

Поддержка Нацбанком мягких монетарных условий осуществлялась благодаря преобладанию во 2-м полугодии 2022 г. – 1-м полугодии 2023 г. дезинфляционных экономических факторов. Реальный эффективный курс белорусского рубля находился вблизи равновесия с несущественным отклонением в сторону недооценки.

При этом, согласно Д. Мурину, восстановление деловой и потребительской активности в стране стало ключевым фактором для быстрого увеличения импорта до среднемесячного уровня, характерного для предыдущих лет (около 3,8 млрд USD). Начальник главка Нацбанка отметил, что стимулирование экономического роста без последующего повышения потенциального объема выпуска может вести к постепенному накоплению макро­экономических дисбалансов, потере конкурентоспособности белорусской продукции на внешних и внутреннем рынках, увеличению давления на бюджет, а также к ускорению девальвационных и инфляционных процессов.

По оценкам Д. Мурина, тренды в белорусской экономике в 2023 г. свидетельствовали об усилении внутренних проинфляционных факторов, что существенно ограничивает временной период проведения мягкой монетарной политики. Чиновник не исключил, что потребуется более быстрая переориентация монетарной политики на поддержание макроэкономической сбалансированности.

В декабре экономисты Евразийского банка развития (ЕАБР) отметили в отношении Беларуси, что усилившееся в 2023 г. проинфляционное давление со стороны внутреннего спроса и заработных плат может вести к формированию инфляционного навеса. К числу проинфляционных факторов для нашей страны эксперты банка отнесли также заметное ускорение роста цен в России.

В ЕАБР оценили состояние белорусской экономики в 2023–2024 гг. как «перегретое» и в связи с этим спрогнозировали в 2025–2026 гг. коррекционное снижение темпов экономического роста в стране. По расчетам аналитиков ЕАБР, во второй половине 2023 г. курс белорусского рубля перешел из области недооцененности к переоцененности.

Приспособление под новые реалии

13 декабря 2023 г. Нацбанк объявил о решениях, направленных на постепенное восстановление подходов к реализации денежно-кредитной политики. Регулятор обосновал это быстрым ростом экономики и деловой активности в ней, расширением потребительского и инвестиционного спроса, выстраиванием новых цепочек поставок товаров.

В Нацбанке акцентировали важность цели по переходу в среднесрочной перспективе на режим таргетирования инфляции, а также поддержания ценовой и финансовой стабильности в стране. В связи с этим с 3 января 2024 г. дан старт на возобновление операций по регулированию ликвидности банков, что было временно прекращено с июля 2022 г.

Процентная ставка по депозиту овернайт установлена на уровне 4% годовых, ставка по кредиту овернайт – на уровне 10,5% годовых. Нацбанк заявил, что операции на открытом рынке на аукционной основе будут проводиться по мере необходимости для сглаживания колебаний текущей ликвидности банков.

Напомним, что в предыдущие полтора года без таких операций банковская система существовала в состоянии практически постоянного профицита ликвидности, а средний уровень ставок на однодневном рынке межбанковских ресурсов падал до 1–2% годовых. При заведомо более высоком уровне годовой инфляции это указывало на отрицательные реальные ставки на данном сегменте рынка.

С июля 2022 г. по декабрь 2023 г. мягкая процентная политика создавала для банков условия, при которых рублевые ресурсы оставались крайне доступными, и стимулировала финансовую систему на интенсивное кредитование реального сектора и населения. В свою очередь это формировало риски перегрева экономики, которые отмечали в ЕАБР.

С 1 апреля 2022 г. действовал сниженный норматив отчислений банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (НКФО) в фонд обязательных резервов (ФОР) от привлеченных средств в иностранной валюте – на отметке 16%. Нацбанк обосновывал уменьшение норматива необходимостью поддержки банковскому сектору в обеспечении уровня ликвидности в системе. Регулятор ожидал, что это простимулирует перераспределение средств на финансовом рынке и поспособствует уменьшению стоимости кредитных ресурсов. В действительности это и произошло.

Однако во 2-м полугодии 2023 г. реальный и финансовый секторы все меньше нуждались в сохранении прежних антикризисных мер. Как результат, с 1 января 2024 г. норматив отчислений банков и НКФО в валютный ФОР был повышен на 2 п.п. – до 18%. В Нацбанке аргументировали рост норматива необходимостью закрепления процессов девалютизации экономики.

Первые итоги работы в новых условиях

Регулярные операции по поддержке и изъятию ликвидности у банков стартовали сразу после новогодних выходных. В основном ликвидность изымалась регулятором на депозиты овернайт (т.е. под 4% годовых).

В первые дни января 2024 г. объемы изъятий ликвидности нарастали, а затем стабилизировались. Так, 3 января было отправлено на депозиты овернайт 136,6 млн руб., 4 января – 1796,6 млн руб., 5 января – 2433,0 млн руб., 8 января – 4302,7 млн руб. С 9 по 16 января суммы ежедневных операций по временному изъятию избыточной ликвидности колебались в пределах 4,1–4,6 млрд руб.

В отношении однодневного рынка межбанковских ресурсов в белорусских рублях это привело к закреплению среднего уровня процентных ставок выше 4% годовых, что, безусловно, выступает шагом в сторону от поддержания перегретого состояния экономики страны. Уменьшились риски необоснованной накачки реального сектора сверхдешевыми заемными ресурсами и разгона инфляционных процессов.

В ожидании роста норматива отчислений в ФОР по валютным инструментам до 18% еще на исходе декабря прошлого года некоторые банки снизили процентные ставки по депозитам в долларах и евро.

В конце декабря 2023 г. – первой половине января 2024 г. ряд валютных депозитов был закрыт банками для пополнения и (или) пролонгации либо были анонсированы такие действия на ближайший период. Отдельные банки предупредили о взимании комиссий за хранение долларов и евро, если сумма средств в данных валютах превышает определенный лимит.

Очевидно, действия Нацбанка по сужению сферы использования иностранной валюты в белорусской экономике посредством роста норматива отчислений в резервы показали эффект довольно быстро, в течение нескольких недель.

Наконец, впервые за продолжительный период состоялся успешный аукцион по размещению на депозиты временно свободных средств бюджета. До января 2024 г. данные аукционы регулярно признавались неуспешными, т.к. банки в отсутствие операций по изъятию ликвидности и при рекордно низких процентных ставках на межбанковском рынке предпочитали иные способы привлечения ресурсов.

По итогам депозитного аукциона Минфина 3 января 2024 г. на депозиты со сроком размещения 146 дней были направлены средства в объеме 300 млн руб. по средневзвешенной процентной ставке 10,02% годовых (ниже ставки по кредиту овернайт Нацбанка). Таким образом, декабрьские решения регулятора позитивно отразились на возможностях государственной казны по процентному заработку на временно свободных ресурсах.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений