Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налоговая амнистия: возвращение к вопросу

Фото: freepik.com

Беларусь осталась единственной из стран СНГ, которая в процессе реформирования национального налогового законодательства отказалась от проведения налоговой амнистии. Однако, как оказалось, ставить точку в данном вопросе еще рано – Генпрокуратура сообщила о подготовке концепции этой процедуры.

Попытка номер пять

Швед.jpg
           Андрей Швед

С соответствующим заявлением выступил генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед на VIII заседании Межгоссовета по противодействию коррупции СНГ, которое прошло в Екатеринбурге. Чиновник рассказал о подготовке концепции налоговой амнистии, преду­сматривающей освобождение от ответственности лиц при добровольном декларировании скрытых доходов и активов. По его словам, проведение налоговой амнистии будет способствовать предупреждению коррупционных преступлений, связанных с легализацией незаконных доходов. Таким образом, впервые за 10 лет представители государства официально заявили о возвращении к вопросу проведения процедуры по легализации доходов и капиталов и в РБ.

Напомним, что впервые вопрос о проведении налоговой амнистии был поставлен главой государства еще в 2001 г. В связи с этим в 2004 г. Нацбанком был подготовлен проект Указа о налоговой амнистии, однако он так и не был принят. Еще одну попытку предоставить плательщикам право добровольно и без последствий уплатить налоги, по которым истекли установленные законодательством сроки платежей, Нацбанк предпринял в октябре 2007 г. А в сентябре 2010 г. проект соответствующего Указа разрабатывало уже МНС. Однако дальше обсуждения дело не пошло. Проведение налоговой амнистии с 1 января по 1 июля 2011 г. предусматривал первоначальный проект Директивы от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», но в утвержденном варианте данное положение отсутствовало. При этом на совещании по вопросам социально-экономического развития 30 августа 2011 г. главой государства снова было дано поручение о проведении налоговой амнистии Совмину и Нацбанку.

Однако в 2012 г. риторика официальных лиц резко изменилась. В январе 2012 г. заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко заявил, что МНС не видит никаких оснований для проведения налоговой амнистии. Последнее официальное упоминание о ней пришлось на 8 мая 2012 г. в ежегодном Послании Президента белорусскому народу и Национальному собранию. Александр Лукашенко тогда выразил сомнения в целесообразности проведения данного мероприятия из-за сложной оценки экономического эффекта, подчеркнув при этом необходимость четкой регламентации условий, объектов и субъектов амнистии и приоритетного соблюдения интересов государства, если решение об амнистии все же будет принято.

Налоговая амнистия как дилемма

vasilij-kamenko.jpg
       Василий Каменко

Сложность принятия решения о проведении налоговой амнистии в первую очередь связана с неоднозначными последствиями данного административного мероприятия, что до сих пор является предметом активных дискуссий среди экономистов. Сомнения госорганов можно проследить по рассуждениям замминистра по налогам и сборам Василия Каменко о целесообразности проведения амнистии, высказанным им в 2012 г. Тогда чиновник противопоставил ожидаемый экономический эффект в виде поступления в бюджет дополнительных денежных средств снижению доверия к национальной налоговой системе со стороны значительной части добросовестных налогоплательщиков.

Второй негативный аспект, который обозначил замминистра, – возможность открытой легализации доходов, полученных преступным путем, в т.ч. не только связанных с уклонением от уплаты налогов, но и с тяжелыми преступлениями, например, проституцией или торговлей наркотиками.

Третий момент, его выделяют уже специалисты по экономике, связан с эффективностью проведения амнистии, которая зависит от степени проработки механизма амнистии, доверии к анонсированным гарантиям со стороны целевой группы, информационной поддержки проводимых мероприятий. Например, в числе одной из основных причин низких результатов налоговой амнистии в РФ в 2007–2008 гг. является недостаточное информационное сопровождение кампании. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, только 6% населения владели информацией о проводимых мероприятиях, 58% респондентов не знали о проведении налоговой амнистии. В итоге по результатам амнистии в бюджет было перечислено лишь 3,7 млрд RUB, или 0,33% от налогов, уплачиваемых с доходов физлиц. Другой пример неудачной налоговой амнистии – мероприятия, проводимые в Германии в 2004 г., когда из-за недостаточных гарантий конфиденциальности и защиты от уголовного преследования правительство получило лишь 1,5 млрд EUR вместе планируемых 5 млрд.

История знает и успешные примеры налоговых амнистий. Например, данная кампания в Казахстане, проведенная в 2019–2020 гг., позволила существенно снизить недоимку по налогам с доходов физлиц, малого и среднего бизнеса. На 1 января 2020 г. под условия для налоговой амнистии подходило 1,5 млн граждан с основным долгом в сумме 21,7 млрд тенге и пеней в размере 4,2 млрд тенге. По итогам 2020 г. налоговой амнистией воспользовалось более 1 млн граждан (70%), которыми уплачена сумма основного долга в размере 14,8 млрд тенге (68%), а объем списанной пени в рамках амнистии составил 2 млрд тенге (48%).

Время пришло

Почему же правительство спустя много лет решило вернуться к вопросу о проведении налоговой амнистии в Беларуси? Одна из возможных причин – рост дефицита государственного бюджета вследствие увеличения расходной части бюджета при сохраняющейся зависимости доходов от экономической конъюнктуры. Санкционное давление влияет не только на налоговые доходы, которые получает бюджет напрямую, но и на межгосударственные трансферты, преду­смотренные договором между РБ и РФ об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Кроме того, Беларусь нуждается в привлечении инвестиций в страну, и одним из очевидных решений может быть деоффшоризация капитала, как в свое время сделала Россия, столкнувшись с введением санкций в 2014 г.

Вторая возможная причина – проведение налоговой реформы, направленной на изменение налогообложения физлиц и субъектов МСБ, что традиционно является благоприятным фоном для проведения специальных мероприятий, направленных на легализацию скрытых доходов и активов. Опыт отдельных стран по проведению амнистии показывает, что такие мероприятия достигают наилучшего результата, когда амнистия доходов и капитала реализуется одновременно с ужесточением налогового администрирования.

Третье основание – необходимость в стимулировании экономического роста. По официальным оценкам, сегмент теневой экономики Беларуси, практически не участвующий в формировании доходов бюджета, сегодня составляет около 12% ВВП. Контрольные мероприятия позволяют выявлять и пресекать отдельные случаи правонарушений, однако вовлечение данных потоков в экономический процесс требует прежде всего времени, а проведение налоговой амнистии позволило бы получить более быстрый экономический эффект.

***

Несмотря на то, что выше­указанные факторы формируют удобный момент для реализации амнистии, нельзя исключать, что анонсированная концепция в очередной раз останется на бумаге. Правительство, как и раньше, может сделать ставку на дальнейшее ужесточение налогового законодательства и одновременное совершенствование контрольной деятельности, чтобы продолжать самостоятельно выявлять сокрытие доходов и препятствовать выводу капитала из страны, что лучше вписывается в концепцию приоритета интересов государства. Однако если ставить вопрос о том, чтобы не упустить момент и увеличить поступления в бюджет не завтра, а сейчас, то проведение налоговой амнистии в ближайшее время кажется разумным и оправданным шагом.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений