Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Эффект налоговой амнистии зависит от правовых гарантий

Фото: freepik.com

В Беларуси готовится концепция налоговой амнистии. По мнению предпринимательских союзов, она может оказать положительное влияние и на бизнес-среду и принести казне дополнительные доходы.

При каких условиях эффект налоговой амнистии будет наибольшим? «ЭГ» попросила экспертов ответить на данный вопрос.

Елизавета Ярмош, адвокат Минской городской коллегии адвокатов:

yarmosh.jpg
         Елизавета Ярмош

– Налоговая амнистия, на мой взгляд, может оказать положительное влияние и на деловой климат в стране, и на бюджет. В любой стране можно найти физических и юридических лиц, которые по тем или иным причинам совершили нарушение налогового законодательства, и зачастую эта группа плательщиков готова доплатить налоговую недоимку, чтобы легализовать ранее полученные доходы и не опасаться ответственности.

Однако, как правило, налогоплательщики не решаются признать нарушение, поскольку добровольная доплата налогов не освобождает от ответственности.

Поэтому некоторые страны проводят налоговую амнистию. На мой взгляд, такой шаг актуален и для Беларуси. Принятие соответствующего решения позволит плательщикам задекларировать, т.е. легализовать скрытые доходы, активы и при этом получить освобождение от ответственности. В свою очередь для бюджета налоговая амнистия будет означать получение дополнительных доходов.

Очевидно, что эффект от налоговой амнистии напрямую будет зависеть от правил и условий ее проведения. Поэтому необходимо тщательно подойти к разработке законодательного акта, который будет определять порядок налоговой амнистии, последствия для физических и представителей юридических лиц, которые ею воспользуются.

Наряду с налоговой амнистией для Беларуси актуален вопрос ответственности за налоговые нарушения. В России в этом году принят закон, согласно которому уголовное дело не возбуждается либо прекращается в случаях, когда виновный уплатил недоимку, штраф и пени по налоговым делам.

И такой подход, по-моему, следует рассмотреть для внедрения и в Беларуси. Конечно, нарушители налогового законодательства должны нести ответственность, но, полагаю, она должна в большей степени находиться в финансовой плоскости, чем в уголовной.

Тем более что нередко бизнес нарушает налоговое законодательство не умышленно, а потому, что не понимает грань между законной налоговой оптимизацией и незаконной минимизацией фискальных обязательств. Соответственно, если бы ответственность за неуплату налогов сводилась исключительно к финансовым наказаниям, это положительно сказалось бы и на деловом климате в стране, и на пополнении бюджета.

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей:

ashvets.jpg
         Александр Швец

– Налоговая амнистия может принести пользу и бизнесу, и государству, но только в том случае, если ею захотят воспользоваться многие из тех, кто имеет незадекларированные доходы и активы. При каком условии это возможно?

Запроса на налоговую амнистию со стороны наших членских организаций мы не видим. Вместе с тем сегодня мы наблюдаем, что субъекты хозяйствования, даже те, которые получают абсолютно легальные доходы, остро нуждаются в правовой определенности. Иными словами, они хотят иметь гарантии и уверенность, что нормы законодательства, в т.ч. налогового, не будут в будущем истолкованы против них.

Как всем известно, ст. 33 Налогового кодекса преду­сматривает серьезные санкции в случае выявления хозяйственных операций, основная цель которых заключалась в минимизации налогооблагаемой базы. Данная норма вступила в силу с 2019 г., но при этом распространяется и на периоды до ее внесения в НК.

Такая ситуация создает правовую неопределенность. В деловом сообществе существуют опасения, что могут появиться и другие нормы, которые станут применяться задним числом.

Поэтому, чтобы представители бизнеса без опаски пользовались налоговой амнистией, нужны предварительные важные условия.

Во-первых, должны быть гарантии, что нормы налогового законодательства не будут распространяться на хозяйственные операции, совершенные до вступления в силу правовых новаций. Поэтому практику ретроспективного применения ст. 33 НК необходимо отменить.

Во-вторых, Беларуси стоит перенять положительный опыт России, которая в 2023 г. фактически прекратила уголовное преследование по налоговым делам.

Два шага, названных выше, будут сигнализировать бизнесу о реальном изменении отношения государства к налоговым правонарушениям. Соответственно, доверие к гарантиям государства об исключении ответственности в отношении лиц, которые задекларируют скрытые доходы и активы, существенно вырастет. И в этом случае эффект от налоговой амнистии будет гораздо выше.

Екатерина Гамзунова, адвокат, заместитель председателя Белорусского союза предпринимателей:

egamzunova.jpg
     Екатерина Гамзунова

– Налоговая амнистия нужна, поскольку ретроспективное применение ст. 33 Налогового кодекса продолжается. Соответственно, амнистия должна выражаться в том, чтобы освободить от ответственности лиц, которые совершили налоговые правонарушения до вступления в силу ст. 33 НК в действующей редакции.

Кроме того, сейчас налоговая амнистия может быть актуальна и в связи с тем, что учредители ряда белорусских компаний зарегистрированы в офшорных зонах.

Поскольку они сейчас в большинстве случаев не могут продать свои бизнес-активы на территории Беларуси и, видимо, испытывают трудности с выводом дивидендов из нашей страны (из-за западных санкций), то появляется соблазн использовать различные неочевидные схемы по выводу капитала из Беларуси.

С учетом таких рисков, на мой взгляд, нужно проводить деофшоризацию и стимулировать бенефициаров офшорных компаний, владеющих бизнес-активами в Беларуси, становиться налоговыми резидентами нашей страны. И для того, чтобы они не боялись этого, нужно распространить налоговую амнистию и на них.

При этом порядок и последствия налоговой амнистии должны быть четко прописаны и не содержать двусмысленных толкований. Потому что если физическое лицо будет декларировать скрытые доходы и активы, а его кейс попадет не под амнистию, а под уголовную статью, то положительного эффекта от такой правоприменительной практики никто не получит.

Поэтому налоговую амнистию, которая может принести пользу и государству, и бизнесу, необходимо скрупулезно готовить.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений