$

2.5160 руб.

2.7364 руб.

Р (100)

3.3744 руб.

Ставка рефинансирования

8.75%

Проблемы и решения

НАЛОГИ: где же справедливость?

11.01.2002
НИ ДЛЯ КОГО не секрет, что наша налоговая система еще далека от совершенства. Беларусь, как и любое другое государство, стремится достичь компромисса -- и бюджет "насытить", и субъектов хозяйствования сохранить, оставив им средства, необходимые для инвестирования и нормальной жизнедеятельности.

Между тем еще Адам Смит сформулировал четыре основных принципа налогообложения, которые не устарели и сейчас:

1) справедливость, т.е. равномерное распределение налогового бремени соразмерно с доходами налогоплательщиков;

2) определенность, требующая, чтобы сумма, способ и время платежа были известны заранее;

3) удобство для налогоплательщиков: налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляются наиболее удобными для них;

4) издержки взимания налогов должны быть небольшими.

Ни один из них в республике не реализован. И прежде всего нарушен принцип справедливости. Главным объектом налогообложения стал не доход, а то, что легче обложить налогом, -- выручка от реализации и фонд заработной платы. Платежи с выручки переносят тяжесть налогового бремени на потребителя, увеличивают цену товаров, понижая тем самым их конкурентоспособность. Иногда вообще возникают парадоксальные ситуации, когда такие налоги начисляются и включаются в себестоимость, а источник их выплаты (доход) отсутствует. Тогда предприятия перечисляют в бюджет часть своих средств. А сам факт формирования фондов поддержки одних отраслей за счет других противоречит всем принципам рыночной экономики и воспитывает иждивенчество.

Исчисление налогов опирается практически на всю нормативную базу, регулирующую хозяйственную деятельность, которая постоянно меняется. Каждый рабочий день появляются 1--2 документа, имеющих отношение к бухгалтерии и налогам, и многие из них противоречивы.

УНИКАЛЬНАЯ особенность белорусского налогового законодательства -- введение в действие нормативных актов задним числом или со дня их публикации. Например, Декрет N 8, увеличивавший отчисления на поддержку сельхозпроизводителей. Первоначально бухгалтеры, отражающие реализацию по оплате, должны были выручку за март разбить на две части и налог начислить раздельно. Затем в июле вышла инструкция, изменившая распределение мартовской выручки. Поэтому нужно было налог пересчитать и в августе сдать скорректированные отчеты. Но так как наши налоги "цепляются" один за другой, пришлось проделать огромную работу по перерасчету практически всех платежей.

Еще пример, самый свежий. 22 ноября в газете "Рэспублiка" была опубликована Инструкция о порядке определения сумм превышения налогов с учетом изменений налогового законодательства в 2001г. по сравнению с 2000г. Пункт 4 документа обязывает участников эксперимента представить в налоговые органы уточненные расчеты по НДС, налогу на прибыль и единому республиканскому платежу не позднее 20 ноября. Суммы доплачиваются не позднее 22 ноября. Комментарии, как говорится, излишни.

Бюджет в государстве принимается на весь год. Учетная политика также утверждается на отчетный период. Соответственно, налогообложение не должно изменяться в течение финансового года. Это очень важно для планирования деятельности руководителями и огромное облегчение для работы бухгалтеров.

Из-за сложности и запутанности бухучета "распухли" бухгалтерии на предприятиях, выросла армия контролеров. Честно подсчитать и заплатить все налоги, чтобы потом никто не мог это оспорить, просто невозможно. Нарушения стали массовыми. На состоявшемся в 2001 году заседании коллегии тогдашнего Министерства предпринимательства и инвестиций сообщили, что только у 0,5% предприятий, проверенных в 2000г., не было выявлено нарушений. Эта цифра говорит о том, что причина кроется не в отсутствии компетентности руководителей и главных бухгалтеров, а в запутанности налогового законодательства и фискальной направленности контролирующих органов.

СИТУАЦИЮ с налогами характеризует и та напряженность, с которой трудятся бухгалтеры. Стрессы они получают каждый день. На всех производствах, да и в работе управленческого корпуса существует понятие "брак". Кстати, отмена ранее действовавших актов налогового законодательства, их изменение -- не что иное, как "брак" в работе тех, кто их разрабатывал. Бухгалтер же не имеет права ни на одну ошибку. Угроза штрафных санкций давит на психику, порождает неуверенность. Наверное, многим знакома ситуация, когда, проснувшись среди ночи, приходится лихорадочно вспоминать, все ли учтено в расчете того или иного платежа. А ведь работу бухгалтера можно сравнить с работой хирурга. Неправильное исчисление и уплата налогов при проверке через 2--3 года могут привести к штрафным санкциям, которые вызовут "внезапную смерть" предприятия. А если на нем работают тысячи людей... Вот чем может закончиться несовершенство и противоречивость налогового законодательства.

У нас не соблюдается принцип, в соответствии с которым все неясности и сомнения в толковании законодательства разрешаются в пользу налогоплательщика. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.1, ст.3) гласит: "Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщиков". Думается, что данную норму белорусские разработчики проигнорировали сознательно.

А СКОЛЬКО принято поправок и изменений по "многострадальному" НДС. Пунктом 36 Инструкции определено, что "вычет сумм налога, уплаченных при приобретении товаров, производится в полном объеме: по товарам, при реализации которых применяется ставка налога в размере 0%; по товарам, облагаемым налогом по ставке 20% и используемым для производства и реализации товаров, которые облагаются налогом по ставке 10%; у налогоплательщиков, находящихся в процессе ликвидации. В других случаях налог, уплаченный при приобретении товаров, вычитается в пределах сумм налога, исчисленного по реализации продукции.

Приведу пример. Субъект хозяйствования, только начав свою деятельность, приобрел в октябре товар с отсрочкой платежа на сумму 24 млн.руб., в т.ч. НДС по ставке 20% -- 4 млн.руб. После его реализации он получил выручку 31 октября в 15 часов размере 30 млн.руб., в т.ч. НДС по ставке 20% -- 5 млн.руб. Следовательно, 24 млн.руб. субъект хозяйствования перечислит поставщику только 1 ноября. В этом случае он вместо 1 млн.руб. налога на добавленную стоимость отдаст в бюджет 5 млн.руб. Поскольку 4 млн.руб. подлежат вычету в следующих периодах в пределах сумм налога, исчисленного по реализации. Вот так и "вымываются" оборотные средства.

Поэтому необходимо срочно изненить п.36 Инструкции, регулирующий возврат денег налогоплательщику, фактически уплаченных поставщикам, или предоставить возможность зачесть эти суммы в счет уплаты других платежей. А уплата в бюджет НДС через 60 дней... Ни в одной стране мира нет такой нормы. Налог же называется -- "на добавленную стоимость". Получил ее (добавленную стоимость) -- заплати государству.

НЕЛЬЗЯ не упомянуть и о двойном налогообложении. Скажем, предприятие приобрело сырье и передало его сторонней организации для переработки и изготовления готовой продукции. За выполненные услуги оно заплатило переработчику, для которого эти деньги являются выручкой. Согласно законодательству переработчик исчислил и перечислил в бюджет все причитающиеся налоги. Предприятие, получив готовую продукцию, формирует на нее цену, которая состоит из стоимости давальческого сырья и стоимости услуг по переработке без НДС. Затем готовая продукция реализуется и уплачиваются налоги. Это ли не пример двойного налогообложения? Следовало бы операцию в части стоимости услуг по переработке для предприятия исключить из налогообложения.

Нерешенных проблем, связанных с налогообложением, много. Хочется посоветовать разработчикам нормативных актов не торопиться с их опубликованием, чтобы впоследствии не вносить изменения и дополнения. Сначала нужно пообщаться с практиками. Доносить суть документов до исполнителей следует простым доходчивым языком. Фразы должны быть четкими и толковаться однозначно.

Необходимо исключить из нового Налогового кодекса понятие "оборотные налоги" -- облагать нужно доходы. Следует отменить и все существующие льготы. Пока что все наоборот. За 9 месяцев 2001г. дополнительные налоговые льготы и другие виды поддержки отдельным категориям налогоплательщиков предоставлены Законом, Декретом и семью указами Президента. 85 предприятий, имеющих задолженность по платежам в бюджет, получили отсрочку; 63 предприятия бывших оборонных отраслей промышленности -- налоговые льготы; организован эксперимент по стимулированию промышленного производства в виде снижения налоговой нагрузки для крупнейших и стабильно работающих промышленных предприятий.

Льготы следует оставить инвалидам, пожилым людям, участникам военных действий и чернобыльцам. Остальные субъекты хозяйствования, проживающие и работающие в нашей стране, будь то государственный сектор или частный, должны находиться в равных условиях. Принцип справедливости должен торжествовать.

Автор публикации: Анатолий ГОЛЬДБЕРГ, председатель клуба бухгалтеров минского Столичного союза предпринимателей и работодателей


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы