Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проблемы и решения
05.07.2002 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Минприроды предлагает обсудить: Что же делать со старым автомобилем?

Автомобиль -- это не только средство передвижения, но еще и источник загрязнения окружающей среды...
Автомобиль -- это не только средство передвижения, но еще и источник загрязнения окружающей среды. Помимо выбросов в атмосферу, при эксплуатации и техническом обслуживании автомобиля образуются отходы, такие как отработанные масла, аккумуляторы, тормозные и охлаждающие жидкости, упаковочные материалы от этих средств, автошины, фильтры, сточные воды от его мойки. Когда автомобиль отправляется "на покой", отходом становится он сам.

Пока в республике отсутствуют специализированные объекты по утилизации отслуживших свое автомобилей -- разборка на составные части и передача их на использование или обезвреживание. Однако это не означает, что так будет всегда. И поучиться нам есть у кого. К примеру, в странах Европейского союза введен принцип расширенной ответственности производителей, который действует применительно к ряду товаров, в том числе и к автомобилям. Хотя в жизненном цикле товара участвуют не только производитель, но и импортер, продавец, потребитель, переработчик использованного продукта, большая часть расширенной ответственности направлена на производителя. Это обу-словлено тем, что именно производитель способен оказать наибольшее влияние на снижение отрицательного воздействия продукта на окружающую среду еще на стадии проектирования. Таким образом в соответствии с Директивой ЕС 2000/53 производители автотехники и их профессиональные импортеры покрывают расходы по сбору отходов от автомобилей и их утилизации.

В Беларуси же ответственность за товары заключается лишь в обеспечении гарантии качества, безопасности, функциональных свойств и организации систем послепродажного обслуживания. Причем, все затраты несет покупатель.

Что касается организаций, эксплуатирующих автомобили (автопарки), проводящих техобслуживание автомобилей, то их деятельность законодательно отрегулирована как на стадии использования автомобилей, так и при истечении их жизненного цикла.

А вот отходы, возникающие при эксплуатации автомобилей гражданами, грозят экологическим бедствием. Техническое обслуживание частниками производится не только на станциях ТО, но и на открытых стоянках, в гаражах, во дворах. При этом образующиеся от ремонта автомобиля отходы, как правило, просто выбрасываются на улицу. Сегодня остовами кузовов автотехники заполнены леса, придорожные канавы.

Причин такой удручающей картины много. Во-первых, недостаточно развита система сбора отходов и доставки их на объекты использования или обезвреживания. Во-вторых, отсутствует экономическая выгода от сдачи отходов. В-третьих, пока слишком низок уровень экологической сознательности граждан и т.д. Даже при имеющихся в республике действующих технологиях переработки отходов, сбор от граждан аккумуляторов, металлических запчастей, отработанных масел просто не производится из-за отсутствия вышеупомянутой экономической выгоды и развитой сети приемных пунктов. Поэтому Минприроды, разрабатывая концепцию сбора и утилизации отходов автотранспортных средств, определило две основные цели: разработать четкую систему сбора отходов, образовавшихся при эксплуатации частного автотранспорта и усилить контроль за выполнением законодательства об отходах организациями, занимающимися эксплуатацией, продажей, техобслуживанием автомобилей, гаражными кооперативами и открытыми автостоянками.

Так как основные производители автомобилей, составляющих у нас частный парк, расположены в Западной Европе, то, руководствуясь опытом стран ЕС, в республике бремя ответственности за отходы от автомобилей вероятнее всего ляжет на профессиональных импортеров автомобилей, запасных и комплектующих частей, средств ухода и обслуживания. Эта ответственность включает затраты на сбор и доставку на утилизацию и использование этих отходов, а также оплату услуг по их переработке и обезвреживанию. Для этого им необходимо создать собственные пункты приема отходов автомобилей от частных лиц или заключать контракты с уже существующими. При этом пункты должны располагаться по всей территории республики и принимать отходы от граждан бесплатно, или даже оплачивать такую сдачу. То есть необходимо разработать механизм стимулирования владельцев и возмещения затрат на обезвреживание отходов предприятиями республики. При невозможности утилизировать их в Беларуси -- предусмотреть возможность вывоза в страну производства автомобиля для передачи производителю. Это в свою очередь будет стимулировать производителей использовать более экологичные материалы или создавать у нас в стране производства по их переработке или обезвреживанию.

При создании системы сбора отходов автомобилей будет внедрена еще одна система контроля -- за жизненным циклом автомобиля, приобретенного гражданами, включающая, во-первых, регистрацию самого автомобиля, во-вторых, регистрацию факта сдачи отслужившей автомашины и, в-третьих, -- выявление и привлечение к ответственности собственника за несдачу отжившего свое автомобиля.

Снятие с регистрации может подтвердить специальный сертификат, который должен получить владелец после сдачи автомашины. Его могут выдавать структуры, занимающиеся обезвреживанием или использованием отходов. Чтобы реализовать задуманное, необходимо усовершенствовать систему административного воздействия на граждан, которые не соблюдают условия экологически безопасного обезвреживания и утилизации отходов, образовавшихся при эксплуатации и завершении жизненного цикла автомобиля.

Минприроды уже проводит консультации с органами государственного управления по созданию такой системы. Министерству интересно было бы узнать мнение на этот счет, а также замечания и предложения профессиональных импортеров автомобилей, запчастей и средств по уходу за автомобилями и приглашает их, а также других заинтересованных принять самое активное участие в создании в нашей стране оптимальной системы утилизации отходов автомобилей. Какую систему создадим, такой и будем пользоваться.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений