Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Туризм
10.03.2009 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кризисный отдых

Массовый туризм должен выстоять

Туристическая отрасль завершила минувший сезон в нормальном режиме. Зимняя пауза дает возможность подготовиться к новому сезону, который пройдет в условиях мирового экономического кризиса. Это обязывает туркомпании быть предельно мобилизованными. Какой видится ситуация? Что предстоит предпринять туркомпаниям, их смежникам? Решения каких проблем они ждут от государства? Об этом корреспондент «ЭГ» беседует с директором компании «Внешинтурист» Владимиром МАКОВСКИМ.

— Пока особого влияния кризиса отрасль не ощутила. В 2008 г. что планировали — и фирмы, и отдыхающие, то и получили. Правда, некоторые направления оказались не совсем востребованными. Например, слишком дорогой вышла Хорватия.

Сейчас время пассивного сезона. Насколько кризис повлияет на объемы туристического рынка, увидим в мае-июне. В мае стартуют чартеры в Турцию, которая открывает сезон массового приема отдыхающих. В июне к ней присоединятся Испания, Италия, Черногория, Румыния, Болгария и другие.

Скорее всего, упадет количество VIP-туров на Кубу, Мальдивы, Маврикий, Индонезию, Малайзию. На этих удаленных курортах, как правило, отдыхают люди с достатком выше среднего, бизнес которых связан с финансами и экспортно-импортными операциями. А они первыми ощутили кризис. Массовый же турист, тот, который откладывает ежемесячно 200 USD, чтобы собрать пару тысяч долларов на летний отдых, на мой взгляд, должен выстоять.

- Британский туристический портал TravelMail назвал Беларусь в ряду 10 лучших мест для туризма в 2009 г. Так ли просто заманить в Беларусь иностранца?

— Работа по привлечению иностранного туриста — дело не одного дня. Мы над этим работаем слабо. Сегодня, например, компанию посетил представитель турбизнеса Объединенных Арабских Эмиратов. Просил содействия приезду операторов ОАЭ. Ни одна гостиница не высказала заинтересованности в «бесплатном» приеме гостей. Возможно, потому, что этот вопрос у нас не отрегулирован законодательно. А ведь эффект промоакций очевиден. Вслед за операторами в страну приезжают туристы. Если Беларусь пытается интегрироваться в мировой рынок услуг, то нашим ресторанам и гостиницам нужно проводить более гибкую политику привлечения иностранцев. Отсутствие этой гибкости — одна из причин, по которой выезд кратно превышает прием.

Не готова к въездному туризму и инфраструктура наших городов. Только Минск и областные центры что-то могут предоставить туристу. У нас мало гостиниц эконом-класса. Цены в 300 EUR за ночь неприемлемы для массового туриста.

В создании инфраструктуры есть подвижки: увеличилось число баров, ресторанов, ночных клубов. Но чем заняться туристу днем, ради чего, собственно, люди и едут в путешествие? У нас можно посмотреть Дудутки, Линию Сталина, а что еще? Таких объектов, как Дудутки, должно быть десятки.

В стране нет маршрутов, вдоль которых были бы объекты, необходимые для цивилизованного отдыха. По дороге из Минска до Гродно нет ни одной точки, где пассажиры туравтобуса в 30-40 человек могут остановиться, чтобы сходить в туалет, выпить по чашке кофе.

Не спасут в привлечении иностранцев и объекты агроэкотуризма. По крайней мере, в нынешнем их виде. Начинать нужно не с шикарных коттеджей, а с агрогородков традиционного национального уклада. Дайте туристу подоить корову, покосить траву, нарубить дров, растопить самовар, окружите его уютом национального колорита! При этом сделайте все это цивильно, красиво, антуражно, без коровников, где нужны по шею сапоги.

- И все же турист в Беларусь едет. Из каких стран больше всего?

— Пока из России. Сегодня отдых там дороже, чем у нас. Нероссиян гораздо меньше. Цивилизованных туристов, приезжающих по программе, задерживающихся в стране хотя бы 2-3 дня, а не транзитом в Россию, по-прежнему мало.

Приезжает публика из Италии, Израиля, Китая, Англии. Пошли турки, иранцы.

- Как влияет на туризм стоимость визы?

— Это весьма существенный фактор. Когда за визу в Литву платили 5 EUR, туда было не попасть. Сейчас литовская граница, как и польская, свободна.

Свой визовый режим РБ выстраивает на паритете. Однако, на мой взгляд, Беларуси дальновиднее было бы вообще убрать визы. Обратите внимание на опыт Израиля и России, которые отменили визы. Сегодня из-за большого наплыва россиян в Израиль мы не можем разместить там своих туристов: гостиницы земли обетованной переполнены жителями РФ.

Радует то, что по примеру россиян белорусы стали вести переговоры об отмене визового режима с израильтянами. Перед чиновниками из Брюсселя также ставится вопрос о снижении стоимости визы для белорусов хотя бы до уровня цены визы для россиян (35 EUR). В апреле в ЕС пройдет спецконференция, на которой будет выступать представитель наших турорганизаций. Мы должны доказать, что Беларусь — открытая страна.

- Как вы оцениваете диалог турбизнеса с государством?

— Он достаточно результативен. Сегодня ни одно значимое мероприятие в отрасли не проходит без союза туристических организаций. И хотя в союз входит только 20 фирм из нескольких сотен, считаю, что он работает достаточно эффективно. Например, благодаря союзу уменьшен размер налога с продаж туруслуг на выезд с 10 до 5%. Турфирмам удалось уйти от монополизма Центрального агентства воздушных сообщений.

Но не все вопросы решены. Продолжают дублировать друг друга лицензирование и сертификация, вымывая необходимые для развития компаний средства. Пора отказаться и от непризнаваемого за рубежом ваучера, по сути дублирующего договор. На наш взгляд, достаточно договора и акцизной марки, что сократит время оформления туристов.

Наша страна ничем не хуже соседней Литвы, которая в год принимает 1 млн. иностранных гостей. При улучшении работы туркомпаний, совершенствовании инфраструктуры у нас есть все шансы резко увеличить количество как приезжающих к нам иностранцев, так и выезжающих за рубеж соотечественников.

Тамара МАРКИНА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by