Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проблемы и решения
09.07.2002 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КонсультантБухгалтер избавляет бухгалтеров от старых стереотипов

В начале июня системе КонсультантБухгалтер исполнился ровно один год -- прекрасный повод для подведения первых итогов работы...
В начале июня системе КонсультантБухгалтер исполнился ровно один год -- прекрасный повод для подведения первых итогов работы. Тем более что своим успехом данный пример опровергает распространенное мнение о том, что любое "новое дело" в нашей стране просто обречено на провал.
 
--------------------------------------------
Справка "НЭГ":

КонсультантБухгалтер: БелорусскийВыпуск -- последняя разработка компании "ЮрСпектр" -- производителя справочных правовых систем КонсультантПлюс по законодательству Республики Беларусь (лицензия на распространение правовой информации в электронном виде N 12 от 30.11.98 г., выдана Министерством юстиции РБ сроком на 5 лет).

ООО "ЮрСпектр" образовано в 1998 году, является также представителем общероссийской сети распространения правовой информации КонсультантПлюс в Беларуси. Компания объединяет более 10 региональных сервисных центров на территории республики (во всех областных и крупных районных центрах). Количество сотрудников в ООО "ЮрСпектр" -- более 100, общее количество сотрудников сети КонсультантПлюс на территории РБ -- свыше 200.

                       *    *    *

-- Тяжело ли далось продвижение данного продукта на рынок? Именно с этого вопроса корреспондент "НЭГ"... начал беседу с куратором системы, генеральным директором ООО "ЮрСпектр" Олегом СЛОМЕНЦОМ.

-- Появлению на рынке данного продукта предшествовала кропотливая полуторагодичная работа, начиная с момента зарождения идеи и заканчивая ее практическим воплощением. Как известно, изначально мы являлись создателями и распространителями базы данных по законодательству Беларуси. В то же время согласно исследованиям около 70% наших систем было установлено именно в бухгалтериях предприятий, поэтому мы и задумались над вопросом: какая дополнительная информация может быть полезна нашим пользователям, т.е. бухгалтерам? Постоянно общаясь с потребителями, мы выяснили, что наибольший интерес представляют разъяснения и консультации по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Тогда у нас и возникла необходимость более детального исследования этого направления.

Вначале мы изучили опыт развития аналогичного продукта нашими российскими коллегами (АО "КонсультантПлюс", г. Москва), извлекли из него самое лучшее и за этот, на наш взгляд, существенный срок создали качественный продукт, удовлетворяющий реальным запросам требовательной пользовательской аудитории -- специалистов в области налогообложения и бухучета.

Уже в стадии создания системы мы предъявляли самые строгие требования к качеству предоставляемой информации. Для этого был создан отдел, состоящий исключительно из специалистов-практиков в области налогообложения и бухучета: бывших налоговых инспекторов, аудиторов, бухгалтеров, не понаслышке знакомых с подобными проблемами. Благодаря тесному сотрудничеству с органами государственной власти был налажен обмен информацией с непосредственными разработчиками нормативно-правовых актов, и прежде всего со специалистами Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Национального банка, ежедневно сталкивающимися с проблемами разъяснения применения правовых актов на практике, подготовкой ответов на запросы предприятий. В результате система начала наполняться информацией, которая соответствовала самым взыскательным требованиям наших пользователей.

Первоначально система КонсультантБухгалтер содержала 750 консультаций в наиболее популярной среди бухгалтеров форме -- вопрос-ответ по налогообложению, ценообразованию, бухучету, внешнеэкономической деятельности, трудовому законодательству, порядку безналичных и наличных платежей, а также около 800 нормативных документов. При этом стоит подчеркнуть одну особенность: все консультации обоснованы нормативно-правовыми актами, тем более что пользовательские возможности системы предусматривают прямой переход из консультации к конкретному пункту законодательного акта.

И только почувствовав, что качество имеющейся информации, ее объем достаточны для того, чтобы предложить этот продукт потребителям, система КонсультантБухгалтер поступила в продажу. При этом нами была выбрана стратегия постепенного вывода продукта на рынок. Мы, можно сказать, прощупывали рынок, изучали, насколько информация, представленная в продукте, интересна его пользователям, соответствует ли форма ее подачи запросам потребителей, актуальны ли вопросы, содержащиеся в системе.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что наш продукт оказался востребованным на рынке, нашел своего потребителя, т.к. решил свою главную задачу -- реально облегчил труд бухгалтера, сделал его более эффективным, позволил на основании информации, содержащейся в системе, принимать правильные и своевременные решения.

-- Олег Владимирович, все ли из задуманного удалось реализовать за истекший год?

-- Приведу ряд показателей. Так, за прошедший год количество пользователей системы КонсультантБухгалтер превысило 800. Система постоянно развивалась: введен новый блок информации, число консультаций в системе превысило 3400. Помимо нормативных документов, на которые ссылались консультации, дополнительно включены все нормативные документы по налогообложению и бухучету, необходимые в практической работе бухгалтера, сейчас их свыше 5700.

Стоит упомянуть и о создании нового блока информации -- "КорреспонденцияСчетов", который содержит описание конкретных финансово-хозяйственных операций с точки зрения их отражения на счетах бухгалтерского учета. Этот блок включен в систему 27 мая текущего года и содержит на сегодняшний день порядка 250 документов, содержащих свыше 3000 проводок.

Предприятие, сталкивающееся в своей работе с какой-либо проблемой, может воспользоваться разделом "ВопросыОтветы" в системе КонсультантБухгалтер, найти похожую ситуацию, сравнить ее со своей и принять соответствующее решение. Но, естественно, труд бухгалтера на этом не заканчивается, ведь необходимо отразить эту финансово-хозяйственную операцию на счетах учета, т.е. сделать конкретные бухгалтерские проводки. Новый информационный блок "КорреспонденцияСчетов" предоставляет пользователям возможность получить не только конкретную схему отражения с условным иллюстрирующим арифметическим расчетом и правовым обоснованием схемы, но и первичный документ, на основании которого производится запись на счетах.

Данный блок специально готовился для системы Консультант- Бухгалтер аудиторами и специалистами в области методологии бухучета. Поэтому с полной уверенностью могу утверждать, что на сегодняшний день это уникальный блок как по форме представления информации, так и по глубине ее проработки. Естественно, он будет в дальнейшем развиваться и расширяться. Мы планируем обеспечить пополнение этого блока минимум 20--30 ситуациями в месяц.

Таким образом, в годовщину существования системы КонсультантБухгалтер я твердо могу заявить: создан законченный комплексный продукт, все задуманное нами было успешно реализовано.

-- Главным показателем эффективности конкретного продукта является его востребованность на рынке...

-- Безусловно. Прежде всего, отмечу, что нашей системой пользуются сотрудники государственных органов. Это специалисты Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, всех налоговых инспекций города Минска и областных центров. Многие из них являются, как я уже говорил выше, одними из авторов системы, но главное -- практически все активно используют данную систему в своей работе.

На предприятиях же основным пользователем нашей системы является бухгалтерия, и в первую очередь -- главный бухгалтер как лицо, ответственное за бухучет на предприятии. Пользователями КонсультантБухгалтера являются такие известные в нашей стране предприятия, как "Белтрансгаз", "Трайпл", "Миран-Парфюм", "Торговый дом "Ждановичи"... Этот список можно продолжать очень долго.

Определенные трудности, конечно, существуют, ведь нам приходится иметь дело с наиболее профессиональной частью специалистов, которая привыкла больше доверять традиционным источникам информации, в первую очередь печатным изданиям. Менее активное, чем хотелось бы, распространение системы связано именно с тем, что эта категория специалистов очень медленно меняет свои стереотипы. Однако уже сегодня изменения налицо: тот, кто хоть раз испытал нашу систему на практике, оценил все ее преимущества и теперь применяет ее достаточно активно.

Более того, система рассчитана на предприятия, ведущие учет по Общему плану счетов. В банках, страховых компаниях, бюджетных организациях план счетов другой. Но, как ни странно, очень многие банковские учреждения (например, Белинвестбанк -- филиал Дирекция инвестиционного кредитования, банк Поиск -- филиал "Гарант", Белагропромбанк -- Минское областное управление) стали нашими клиентами. В первую очередь, это кредитные отделы банков, которые с помощью системы проверяют состоятельность клиентов, проводят анализ их финансово-хозяйственной деятельности. Однако и бухгалтерии банков также активно пользуются нашим продуктом. Так что системой заинтересовались даже те категории пользователей, на которые мы не рассчитывали при разработке системы. Этот факт нас приятно удивил.

-- Уже в первом году существования система значительно преобразовалась: появились новые разделы, расширились старые. Но насколько эти новшества соответствуют пожеланиям ваших клиентов? Существует ли "обратная связь" между авторами проекта и потребителями?

-- Пополнение систем КонсультантПлюс новой информацией производится сервисным инженером, который, несмотря на простоту в работе и освоении систем, всегда готов помочь пользователю преодолеть возможные трудности, возникшие в ходе эксплуатации. Поэтому само сервисное обслуживание системы КонсультантБухгалтер предусматривает непрерывное личное общение с пользователем, в ходе которого он имеет возможность высказать любые пожелания по совершенствованию используемых им систем. Эти пожелания доносятся до разработчиков проекта и авторов консультаций.

Кроме того, нами проводился "круглый стол" с пользователями, когда в непринужденной обстановке за чашкой кофе были обсуждены вопросы дальнейшего развития системы. Именно благодаря этой встрече и была выявлена заинтересованность наших клиентов в блоке "КорреспонденцияСчетов". В дальнейшем мы также будем проводить подобные "круглые столы", чтобы наполнение нашей системы проходило с учетом реальных запросов наших пользователей. Более того, планируется создание специального отдела, который будет общаться с пользователями и формировать наполнение системы именно с учетом поступающих от них вопросов в области налогообложения и бухучета.

Также в настоящее время нами проводится анкетирование пользователей системы КонсультантБухгалтер, результаты которого станут основой плана развития данного продукта.

-- Что же теперь остается -- лишь спокойно "собирать плоды"?

-- Разумеется, нет. Уже сейчас мы задумываемся над дальнейшим развитием системы, появлением в ней новых блоков информации. Об одной из задумок можно рассказать уже сегодня -- это более широкое представление блока "Формы первичной учетной документации". Конечно, будут и другие новинки. Думаю, что ко второй нашей годовщине мы обязательно порадуем наших пользователей.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений