Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проблемы и решения
27.08.2002 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Конституционный суд принял решение...

Осуществляя контроль за соответствием Конституции нормативным актам, Конституционный суд (далее -- КС) тем самым воздействует на правовые отношения...
Осуществляя контроль за соответствием Конституции нормативным актам, Конституционный суд (далее -- КС) тем самым воздействует на правовые отношения. От того, насколько быстро и полно реализуются решения КС, зависит оценка состояния конституционной законности в стране, наше продвижение к высоким стандартам правового государства.
 
Нужно отметить, что КС всемерно стремится обеспечивать гласность своей деятельности. О его решениях, особенно по вопросам, затрагивающим интересы больших групп населения, оперативно сообщают СМИ, их комментируют сами члены КС и специалисты соответствующих отраслей права.
 
Но за вердиктом КС обязательно следует работа по его выполнению. И информация об этом этапе, к сожалению, в меньшей мере становится достоянием общественности. На выполнение этого пробела направлены усилия судей КС, его пресс-центра, специалистов Секретариата КС.
 
В порядке информирования читателей "НЭГ" о том, как реализуются акты КС, обратимся к некоторым из них.

10 апреля 2002г. КС принял решение по вопросу об установлении фиксированных сумм подоходного налога при сдаче внаем жилых помещений в г. Минске. Минскому городскому исполнительному комитету было предложено не позднее 1 июля 2002г. привести свои решения, регулирующие вопросы установления размеров фиксированных сумм подоходного налога, в том числе в случаях сдачи внаем (поднаем) жилых домов, комнат либо площадей в жилых помещениях, в соответствие с Законом "О подоходном налоге с физических лиц" и решением КС.

Руководствуясь решением КС и постановлением Совета Министров от 2002-04-10г. N 464 " О взимании фиксированных сумм подоходного налога с доходов, полученных от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений", Минский городской Совет депутатов решением от 2002-04-25г. N 237 " Об установлении размера фиксированных сумм подоходного налога с доходов, полученных от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений" устранил противоречия, имевшие место в принятых нормативных актах Минского городского Совета депутатов и Мингорисполкома в части определения размера фиксированных сумм подоходного налога с доходов, полученных от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений. Этим решением определены фиксированные суммы подоходного налога с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в размере, не превышающем 500 базовых величин в календарном году, определяемых на день получения дохода, в следующих размерах (в базовых величинах, утверждаемых Совмином) за год:

-- комната в жилом помещении -- 12;

-- 2 комнаты в жилом помещении -- 24;

-- 3 комнаты в жилом помещении -- 36;

-- 4 комнаты в жилом помещении -- 48;

-- 5 и более комнат в жилом помещении -- 60;

-- металлические и деревянные гаражи -- 3;

-- железобетонные и деревянные гаражи -- 3;

-- другие нежилые помещения за

1 квадратный метр площади -- 1,2.

Кроме того, установлено, что фиксированные суммы подоходного налога с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений физическим лицам понижаются на 50% при проживании владельцев (собственников, нанимателей) и (или) членов их семьи в данном жилом помещении. При этом размер фиксированной суммы подоходного налога исчисляется в зависимости от количества комнат, сдаваемых в аренду (субаренду), наем (поднаем).

Как известно, КС 2002-05-23г. рассмотрел дело "О решениях Мингорисполкома по поводу приостановления приема документов на индексацию чеков "Жилье". В Мингорисполкоме рассмотрено данное решение КС и письмом от 2002-06-17г. он обратился в Министерство жилищно-коммунального хозяйства с предложением внести изменения в действующий Закон "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь", в Положение о приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, их эксплуатации и ремонте и в Положение об индексации жилищной квоты (суммы квот), утвержденные постановлением Совмина N 1399, предусмотрев, что на строительство (покупку) жилых помещений подлежат индексации только собственно начисленные чеки "Жилье". Индексация подаренных, полученных по наследству и приобретенных в установленном порядке чеков "Жилье" производится в порядке, определенном облисполкомами и Мингорисполкомом. Однако это пока только один из возможных вариантов законодательного решения проблемы. До внесения изменений в вышеназванные законодательные акты и выделения денежных средств из республиканского бюджета Мингорисполкомом подготовлен и находится на согласовании соответствующий проект решения об индексации на строительство (покупку) жилых помещений жилищных квот (чеков "Жилье"), в том числе подаренных, купленных и приобретенных в определенном порядке гражданами и членами их семей, с учетом времени нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Сегодня для наших граждан, в большинстве своем являющихся наемными работниками, зарплата -- основной источник существования. Обращения многих граждан в КС, другие государственные органы свидетельствуют, в частности, о том, что по причине задержки ее выплаты они не могут своевременно уплатить за пользование жилым помещением и коммунальные услуги. Хотя в ст.73 Трудового кодекса предусмотрено, что выплата зарплаты производится регулярно в дни, определенные в коллективном или трудовом договоре, соглашении, но не реже двух раз в месяц, практика свидетельствует, что в настоящее время в организациях имеет место несвоевременность выплаты зарплаты.

В связи с тем что для реализации Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утв. Указом Президента от 2002-04-10г. N 205, Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте РБ создана рабочая группа по разработке закона "О внесении дополнений и изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь", КС предложил включить в Трудовой кодекс нормы об ответственности нанимателя за нарушение сроков выплаты зарплаты, а также о праве работника на взыскание материального и морального вреда, вызванного задержкой выплаты зарплаты. При этом КС отметил, что новый Трудовой кодекс России, вступивший в силу с 1.02.2002г., предусматривает ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты зарплаты.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений