Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Фондовый рынок
03.05.2018 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кому продадут акции «Евроопта»?

Фото: Евроопт

Дела у крупнейшего белорусского розничного бизнеса идут неплохо, он не намерен снижать темпов развития и для получения необходимых средств допускает возможность выпуска своих акций на ведущие мировые биржи в рамках IPO или иной процедуры привлечения капитала. Об этом в рамках публичного сообщения о финансовых результатах за прошлый год рассказал Андрей Зубков, руководитель ООО «Евроторг», головного юрлица торговой сети.

Итоги 2017 года для компании, владеющей более чем 500 магазинами под брендами «Евроопт» и «Бруснiчка», выглядят более чем позитивно: выручка в долларовом выражении выросла на 11,3% и превысила 2 млрд. USD. В пересчете на белорусские рубли все смотрится чуть скромнее, но тоже не может не радовать акционеров: рост на 8,1% и общая сумма 3,93 млрд. BYN.

Розничная сеть успешно и грамотно использовала усилия государства по борьбе за увеличение средней зарплаты белоруса. Рост доходов населения позитивно повлияло на всю экономику, и немалая часть мобилизованных ради этой цели средств осела в многочисленных кассах «Евроопта».

Чистая прибыль компании выросла на 54,5% и достигла очень солидной для нашей страны величины в 53,1 млн. USD (102,5 млн. BYN). С учетом того, что 2016 г. был для крупнейшего белорусского торговца убыточным, этот результат впечатляет еще больше.

И это несмотря на то, что рентабельность (доля прибыли в выручке) составила скромные 0,8%. Финансовая отчетность «Евроопта» полностью соответствует его имиджу. Сеть живет, прежде всего, за счет больших оборотов, а не наценок. Хотя и здесь финансовые показатели улучшились: валовая маржа (т.е. вся наценка, сгенерированная магазинами) выросла на 23,3%.

Современная розничная торговля – непростой, высококонкурентный бизнес, и успешная торговая сеть что-то зарабатывает, прежде всего, за счет умения экономить собственные ресурсы (а значит, и средства всей страны), а не наворачивать сотни процентов к цене производителя.

На дивиденды акционерам направлена вполне адекватная часть прибыли – примерно 10 млн. USD.

Далее наращивать площади и товарооборот «Евроопт» планирует, прежде всего, за счет небольших магазинов, базирующихся на арендованных площадях. Это одновременно позволяет снизить риски за счет меньших инвестиций в каждый объект и сократить сроки окупаемости каждой торговой точки.

Текущее финансовое состояние сети достаточно хорошее: компания не только вышла на прибыль, но и почти избавилась от дорогих краткосрочных кредитов. Если раньше их доля составляла 41,5%; то теперь всего 2,1% от общего портфеля заемных средств размером в 1,366 млрд. BYN. Необходимость брать кредиты внутри страны резко сократилась после того, как были успешно размещены еврооблигации на 350 млн. USD, при том что спрос на них в разы превысил потребности «Евроопта». На этом фоне руководство розничной сети решила снизить риски, связанные с большой долей валютных долгов, и до конца 2017г. доля задолженности, номинированной в BYN, была увеличена с 2,1% до 18,4%. При этом кредиторы с каждым разом все более позитивно относятся к такому заемщику и каждая новая порция привлекаемых средств выдается под все более низкий процент.

Но вопрос привлечения инвестиций через продажу акций все равно может быть актуален. Крупные розничные сети, финансирующие свой рост только за счет заемных средств – явление достаточно редкое, нехарактерное для здоровой, стабильной экономики. Рост долговой нагрузки неминуемо вынуждает большинство крупных ритейлеров привлекать деньги не взаймы, а навсегда, т.е. продавать акции сторонним инвесторам. Кроме того, такая схема позволяет получить наличные деньги создателям торговой сети или хотя бы понять, сколько стоит то, чем они владеют.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by