Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
18.01.2021 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Компьютерная информация в оперативно-розыскной деятельности

Фото с сайта securenews.ru

Законом от 6 января 2021 г. № 88-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» внесены существенные изменения в Закон от 15 июля 2015 г. N 307-З.

Нововведения Закона официально опубликованы 14.01.2021 г. на Национальном правовом интернет-портале.

Новшества, прежде всего, касаются работы с информационными системами и ресурсами, компьютерной информацией, в том числе с помощью удаленного доступа.

 

Наиболее существенные из них:

- Закон дополнен понятием «компьютерная информация»;

- значительно расширены возможности по взаимодействию органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в целях выполнения поставленных задач. Так, при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности предоставляется возможность создавать

и (или) использовать базы данных (учеты), информационные системы, средства негласного получения (фиксации) информации и иные средства, а также

получать безвозмездно сведения из баз данных (учетов), информационных систем путем удаленного доступа и (или) на материальных носителях информации от организаций, которые являются собственниками этих баз, данных (учетов), информационных систем;

- конкретизированы общие условия проведения оперативно-розыскного мероприятия;

- уточнено понятие оперативного опроса;

- внесены изменения в порядок сбора образцов и исследования предметов и документов, компьютерной информации. В частности, определено, что сбор образцов проводится по решению должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. При этом, копирование, изъятие предметов и документов, компьютерной информации при проведении оперативного опроса, исследования предметов и документов, компьютерной информации, оперативного осмотра, проверочной закупки, контролируемой поставки, контроля почтовых отправлений, оперативного внедрения, оперативного эксперимента не являются сбором образцов;

- определено, что оперативный осмотр в виде обследования жилища и иного законного владения гражданина, помещения, здания, сооружения, транспортного средства, иного объекта и территории организации, проводимого негласно и связанного с проникновением в (на) них в отсутствие собственника, владельца, пользователя, а также в виде изучения информационных систем, информационных ресурсов, предметов и документов, компьютерной информации, содержащих сведения, составляющие банковскую, врачебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, проводится по постановлению о проведении оперативно-розыскного мероприятия с санкции прокурора или его заместителя;

- установлено, что наблюдение с использованием средств негласного получения (фиксации) информации и иных средств, установленных в жилище и ином законном владении гражданина, помещении, здании, сооружении, транспортном средстве, на ином объекте и территории организации, за исключением общественных мест, участков местности, а также всех видов общественного транспорта, проводится по постановлению о проведении оперативно-розыскного мероприятия с санкции прокурора или его заместителя;

- определено, что в случае установления не указанных в постановлении о проведении оперативно-розыскного мероприятия абонентского номера, адреса электронной почты, уникального кода идентификации, абонентского устройства, либо адреса места жительства или места пребывания абонента (пользователя услуг электросвязи) или адреса (места) установки оконечного абонентского устройства (терминала), либо иного идентификатора, используемых гражданином, в отношении которого проводится контроль в сетях электросвязи, должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, проводит это оперативно-розыскное мероприятие по установленному идентификатору в отношении этого гражданина без вынесения нового постановления о проведении оперативно-розыскного мероприятия;

- изменения коснулись порядка проведения проверочной закупки

 

Справочно: Проверочная закупка представляет собой приобретение без цели потребления или сбыта у гражданина, организации предметов и документов, компьютерной информации и иных сведений или осуществление заказа на выполнение работ (оказание услуг) в целях получения сведений, необходимых для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.

 

Теперь, для повторного проведения такой процедуры потребуется постановление с санкции прокурора или его заместителя;

-уточнены сроки проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий. В частности, срок проведения проверочной закупки составляет не более 60 суток;

-ряд предлагаемых изменений направлен на повышение эффективности обеспечения безопасности граждан, оказывающих или оказывавших содействие субъектам ОРД, и их близких, сохранности их имущества от преступных посягательств, а также обеспечение безопасности иных граждан в соответствии с законодательными актами;

- нововведения Закона позволяют использовать сведения, содержащиеся в материалах оперативно-розыскной деятельности, для выявления причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, принятия мер по их устранению и недопущению противоправного поведения граждан. Исключение при этом составят материалы дел, которые содержат информацию о запланированном, совершаемом или об уже совершенном преступлении.

 

Настоящий Закон вступает в силу через три месяца после его официального опубликования.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by