Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №54(2748) от 23.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1467
EUR:
3.4177
RUB:
3.584
Золото:
242.07
Серебро:
2.94
Платина:
95.91
Палладий:
91.15
Назад
Кадры
11.10.2022 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №77(2574) от 11.10.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В каких случаях характеристику на работника признают не соответствующей установленной форме

Фото: freepik.com

При подготовке характеристики на работника наниматели не должны использовать формулировки типа «не располагаем» или «неизвестно». Документ с такими заключениями будет признан не соответствующим установленной законодательством форме.

С 24 октября 2021 г. при приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50% акций (долей в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:

– характеристику с предыдущего места его работы;

– характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. В случае, если таким местом работы являлись несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.

Указанное предписание содержит п. 11 Декрета от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).

Под характеристикой понимается официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленный по форме, утвержденной Совмином, уточняется в Декрете № 5.

Форма, установленная постановлением Совмина от 14.10.2021 № 585 «О форме характеристики» (далее – постановление № 585), предусматривает, что наниматель, который готовит характеристику по запросу госоргана или госорганизации, в п. 8 «Участие работника в социально-общественной жизни коллектива, его взаимодействие с нанимателем, профсоюзной организацией по решению актуальных вопросов деятельности организации» в обязательном порядке должен отразить сведения:

– об отношении к государственным и общественным институтам, конституционному строю;

– о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности, наличии антигосударственных проявлений работника на рабочем месте.

В разъяснении для нанимателей Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома отмечает, что, поскольку в ходе работы работник взаимодействует с нанимателем, иными работниками, на работе он может проявлять (высказывать) или не проявлять (не высказывать) положительное или отрицательное отношение к государственным и общественным институтам, конституционному строю, совершать или не совершать действий против порядка управления и общественной безопасности, допускать или не допускать антигосударственные проявления на рабочем месте. То есть, по мнению юристов ведомства, при ответе на вопрос о социально-общественной жизни работника перед нанимателем открывается выбор «или – или», а не пространство для интерпретаций.  

Отражением информации (сведений) является ее указание (наличие, отображение).

Информация согласно ст. 1 Закона от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.

Отметки «не имеется», «не располагаем», «неизвестно» свидетельствуют об отсутствии информации, а это значит, что информация не отражена и характеристика не соответствует установленной форме, поясняют юристы Мингорисполкома. Нанимателем должно быть указано, как проявлял себя работник, резюмируют они.

Преамбулой Декрета № 5 определено, что он распространяется на организации государственной и частной форм собственности.

Действие нормативных правовых актов распространяется на граждан, юридические лица и иные организации РБ, иностранные юридические лица и иные иностранные организации, на которые распространяется право РБ, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, расположенные на территории РБ, а также на представительства и органы международных организаций и межгосударственных образований, аккредитованные в РБ, если иное не преду­смотрено этими актами, международными договорами и иными международно-правовыми актами (п. 2 ст. 67 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»).

Таким образом, наниматели РБ обязаны выполнять требования Декрета № 5 и постановления № 585 в полном объеме.

Декретом № 5 предусмотрено, что наниматели запрашивают характеристики самостоятельно без участия работников. Правовым основанием для выдачи характеристики по форме, установленной постановлением № 585, с указанием всей необходимой информации является запрос нового нанимателя.

Принятие окончательного решения о приеме или об отказе в приеме на работу – исключительное право нанимателя, который согласно законодательству сам определяет соответствие кандидата (его квалификации, опыта работы) вакантной должности.

Прием на работу без характеристики в случаях, когда ее наличие является обязательным, не допускается, поскольку это будет нарушением порядка приема на работу.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by