$

2.4810 руб.

3.0232 руб.

Р (100)

3.4629 руб.

Ставка рефинансирования

8.50%

Проблемы и решения

Каким быть социальному предпринимательству в Беларуси

13.04.2021
Каким быть социальному предпринимательству в Беларуси
Фото: freepik

Стимулирование социального предпринимательства является сегодня важным мировым трендом. Об основных препятствиях для развития такой инициативы в нашей стране и способах их преодоления «ЭГ» рассказала Анна ПОПКОВА, завотделом мониторинга социально-экономического развития Института экономики НАН Беларуси.

–  Анна Станиславовна, почему социальное предпринимательство в последние годы приобрело за рубежом такую популярность?

– Ключевая проблема социально-экономического развития в большинстве государств – дефицит бюджетных ресурсов. В результате органам госуправления приходится выбирать между различными социальными программами и расставлять приоритеты. При этом именно социальная сфера часто оказывается недофинансированной. Существует объективная необходимость в применении иного механизма, который предполагал бы мультиплицирующий эффект постоянного направления средств на социально-­ответственные инициативы.

Еще одним триггером популярности социального предпринимательства в мире можно назвать такие глобальные проблемы, как загрязнение окружающей среды, старение населения, рост безработицы и увеличение социального неравенства, которые усугубились экономическим кризисом, вызванным пандемией. Согласно оценкам Всемирного банка, более 100 млн человек столк­нутся с нищетой из-за COVID-19. По данным МОТ, почти 1,6 млрд работников, наиболее уязвимых на рынке труда, могут потерять средства к существованию. Социальные предприниматели первыми активно подключились к оказанию помощи таким группам населения. Только в ЕС на организации социальной экономики приходится около 6,5% совокупной занятости.

О положительном влиянии социального предпринимательства в глобальном масштабе свидетельствуют данные Фонда Schwab Foundation. За 20 лет улучшена жизнь более 622 млн человек в 190 странах, распределено 6,7 млрд USD в виде зай­мов. Более 226 млн детей и молодых людей смогли повысить уровень образования, обеспечена социальная адаптация 25 млн человек с ограниченными возможностями и статусом беженцев. Эти внушительные цифры свидетельствуют о том потенциале, который дает объединение усилий социальных предпринимателей по всему миру.

Что препятствует развитию социального предпринимательства в Беларуси?

– На недавнем онлайн-форуме социальных предпринимателей Беларуси были названы проблемы, с которыми приходится сталкиваться нашим социальным предприятиям (СП). Это отсутствие ресурсов на развитие, нехватка оборотных средств, недостаток компетенций в области права, бухучета и маркетинга. Кроме того, есть сложности с доступом к кредитам, высокие ставки заемных средств, необходимость вкладывать дополнительные ресурсы в нивелирование потерь, связанных с низкоквалифицированным трудом, в обучение и др. Предприниматели отметили недостаточный уровень господдержки, отсутствие объединяющей силы, которая может способствовать коммуникации и взаимопомощи СП.

Это все те проблемы, которые приходится решать большинству социальных предпринимателей и за рубежом. Однако в Беларуси нет специального закона для СП, не установлены критерии для них.  При этом налоговые льготы, например, при трудоустройстве инвалидов, в сфере агроэкотуризма носят разрозненный характер, нет системного подхода к финансированию проектов социального предпринимательства, хотя существуют отдельные кредитные продукты для СП, например в Банке развития. К тому же отсутствует квалифицированная информационная и консультационная поддержка для заинтересованных лиц.

– Какой зарубежный опыт в сфере социального предпринимательства наиболее интересен для нашей страны?

– Примеров успешного зарубежного опыта, который можно использовать у нас, много. В Канаде – лучшей стране для социальных предпринимателей, по оценке фонда Thomson Reuters Foundation, – действует развитая система стимулирования благотворительных пожертвований. Корпорации имеют право 75% прибыли не включать в налогооблагаемую базу, если она расходуется на благотворительные цели. Физлица получают налоговый вычет за взносы благотворительным организациям. Он может составлять до 33% от суммы на федеральном уровне. Можно получить дополнительную сумму в размере 24% от пожертвования в зависимости от провинции проживания. Причем пожертвование может быть денежным или в форме имущества, акций, предметов культуры и т.д. Воспользоваться льготой можно в течение 5 лет. Регистрация СП как благотворительной организации, с учетом того, что они имеют право заниматься связанным бизнесом, дает право для предоставления ряда налоговых льгот. Аналогичную систему поощрения благотворительной деятельности целесообразно ввести и в Беларуси.

Многие страны активно используют такой финансовый инструмент, как облигации социального воздействия, посредством которых инвесторы обеспечивают финансирование соцпроекта в течение определенного периода, как правило, 5–7 лет. Если «агент по оказанию услуг» (СП) достигает согласованных результатов, «плательщик» (обычно государство) оплачивает инвесторам капзатраты плюс прибыль в зависимости от риска. Например, в той же Канаде с 2014 г. было уже 4 выпуска таких облигаций: для предоставления жилья матерям-одиночкам и их детям (доходность 5%), помощи в получении образования учащимся в группе риска из-за социально-экономического статуса (1,3%), инициативы по профилактике гипертонии (8,8%), переобучения безработных (15%).

Очень важна поддержка начинающих социальных предпринимателей. В Сингапуре фонд ComCare Enterprise Fund поощряет деятельность социальных стартапов путем компенсации до 80% затрат, необходимых для предпринимательской деятельности в первый год. В университетах есть программы для студентов и преподавателей по созданию собственного социального бизнеса. Например, Азиатский центр социального предпринимательства и филантропии (ACSEP) имеет в своем арсенале программу «Обучение инвестированию», где учат привлекать инвестиции в СП.

Уникальным элементом развития социального предпринимательства в Таиланде стало сотрудничество между государством и частным коммерческим сектором. С момента запуска проекта в 2016 г. более 15 крупных частных компаний присоединились к инициативе, работая над различными проектами с госучреждениями и многими группами гражданского общества. Благодаря новым механизмам регулирования в Таиланде корпорации все чаще рассматривают социальные проекты как перспективу стратегического развития, а государство получает возможность сэкономить бюджетные ресурсы и решить социальные проблемы. Использование такого подхода было бы эффективно и в Беларуси, поскольку у нас есть Закон от 31.12.2015 № 345-З «О государственно-частном партнерстве», который является базой для разработки моделей взаимодействия государственного и частного секторов экономики.

Тогда какие стимулирующие меры государство должно принять, чтобы социальное предпринимательство у нас получило импульс к развитию?

Во-первых, надо принять Закон «О социальном предпринимательстве», в котором СП будут признаны и получат право на льготные условия функционирования. Без официально признанной формы СП или их сертификации сложно провести мониторинг их деятельности и оценить вклад в формирование национальной экономики. Поэтому в Беларуси целесообразно ввести понятие социального предприятия на законодательном уровне и установить четкие критерии СП.

Во-вторых, важно создать эффективную систему поддержки социальных предпринимателей. Она должна включать грантовое финансирование, льготное кредитование, внедрение новых учебных программ и курсов в школах и университетах, менторство и консультационные услуги.  Нельзя обойтись и без создания позитивного имиджа социальных предпринимателей в обществе, поддержки молодежных стартапов, формирования сетевых платформ для коммуникаций с предпринимателями и инвесторами, предоставления помещений в аренду на льготных условиях, наличие разветвленной сети институциональной поддержки социально ориентированного бизнеса и т.д.

Кроме того, целесообразно создать фонд поддержки социального предпринимательства на основе государственно-частного партнерства. Формами господдержки могут быть прямое софинансирование проектов, участие в акционерном капитале специализированной проектной компании, предоставление государственных гарантий. Стоит разработать карту социальных предприятий с возможностью их онлайн-поиска в столице и регионах, базу данных, включая контактные данные организаций, социальные цели, а также иные экономические и социальные характеристики.

Также надо развивать сотрудничество с международными организациями, сетями поддержки социальных предпринимателей, фондами социального инвестирования. В рамках формирования общего рынка товаров и услуг Беларусь может присоединиться к инициативе России в присвоении СП знака «Продукция социального предпринимательства».

Это далеко не полный перечень мер, которые могли бы поддержать СП, а те в свою очередь помогли бы государству решать социальные проблемы в долгосрочной перспективе.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Беседовала Елена ПЕТРОШЕВИЧ


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное