Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Туризм
21.12.2007 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Инвесторов зовут в туризм

Правительство обещает привлекательные условия ведения бизнеса

Отечественному туризму нужны иностранные инвестиции. Об этом было заявлено на заседании президиума Совмина, обсуждавшего проект нового варианта программы развития туризма на 2008-2010 гг. С поручением дополнить документ системой мер по привлечению иностранных инвесторов проект отправлен на доработку.

«Задача правительства — создать в Беларуси систему отношений государства и бизнеса, которая даст возможность инвестору приходить в туристическую отрасль», — сказал премьер-министр Сергей Сидорский в ходе обсуждения проекта. Более того, в планах правительства — сделать туризм «локомотивом для других отраслей экономики». Поэтому начиная со следующего года «напряженнейшие задания» будут доводиться не только реальному сектору, но «и по туристическим услугам», предупредил он.

Нынешнее положение в отрасли правительство назвало «неудовлетворительным». Национальная программа развития туризма на 2006-2010 гг. «не в полной мере выполняет поставленные задачи, не дает результата по увеличению туристических услуг». Все потому, что турбизнес в регионах по-прежнему развивается слабо. По итогам 10 месяцев этого года отрицательное сальдо внешней торговли туруслугами по методологии платежного баланса составило 240 млн. USD. Причиной стали «низкие темпы создания объектов размещения и отдыха международного класса, в то время как рост доходов населения сказался на увеличении доступности для него поездок за рубеж».

Решить проблему с базой размещения в стране правительство собирается привлечением на белорусский рынок таких известных мировых гостиничных брэндов, как «Plaza» и «Sheraton». Уже одно это должно повысить привлекательность Беларуси в глазах иностранцев. Для начала С.Сидорский потребовал создать «четкий план развития туриндустрии» с «четкими правилами игры». Заманивать зарубежных инвесторов мы будем «чуть более выгодными», чем в соседних странах, условиями ведения бизнеса. В первую очередь планируется сделать более доступными земельные участки под строительство (заранее «застолбить» их в исполкомах), а также подготовить пакет инвестпроектов.

«Хромает» у нас и развитие придорожного сервиса. Строительство 116 объектов к 2011 г., как запланировано, правительство считает недостаточным. В Литве, привел пример С.Сидорский, столько же имеется только на одной из оживленных автомобильных трасс. Привлечь к строительству современной сети мотелей, кафе и ресторанов, по его мнению, нужно семейный бизнес, а также индивидуальных предпринимателей, накопивших некоторый капитал. Разумеется, государство для этого должно создать соответствующие условия.

Разрабатываемая сейчас программа на 2008-2010 гг. — второй и последний этап Национальной программы развития туризма, принятой в 2005 г. (см. об этом «ЭГ» № 64 за 26.08.2005 г.). Как рассказал «ЭГ» замминистра спорта и туризма Чеслав Шульга, переписать программу потребовалось «в связи с новыми условиями и необходимостью поиска принципиально новых подходов в решении поставленных задач». Документ стал толще на четыре подпрограммы. Взоры разработчиков впервые обратились к проблеме нехватки квалифицированных кадров. Чтобы «усилить» подготовку «среднего звена», рабочих специальностей (бармены, официанты, горничные), было решено ввести четырехуровневую систему их обучения (организовать, помимо вузов, и на базе профтехучилищ, в среднеспециальных учебных заведениях переподготовку и повышение квалификации). Они, как минимум, должны хорошо владеть иностранным языком. К слову, сегодня из 510 экскурсоводов иностранный язык знают лишь 70, в то время как для экспорта туруслуг нам необходимо иметь не менее 2 тыс. При этом следует сократить выпуск менеджеров-экономистов и начать подготовку специалистов по сельскому и экологическому туризму.

В обновленный документ вошли также планы по наращиванию экспорта туруслуг. Поскольку развитие экспорта требует создания услугопроводящей сети, белорусские туристические представительства запланировано организовать в шести европейских столицах. Помимо этого в ближайшие годы будет создано 868 новых туристических объектов и 287 маршрутов, построено 19 гостиниц, открыто 178 агроусадеб. Уже в будущем году в регионах должно появиться не менее 49 новых туристических предприятий (или их представительств). Все усилия будут брошены на развитие транзитного, делового, культурно-познавательного, спортивного, водного, религиозного и сельского туризма.

Предполагается также ввести систему статучета, соответствующую правилам ВТО, и изменить ценообразование в туризме «с учетом его особенностей». Для повышения привлекательности туриндустрии планируется внести изменения в Указ Президента № 372. В частности, упрощенный принцип создания и организации деятельности агроусадеб распространить не только на сельскую местность, но и на малые города. В Указ № 371 по поддержке туризма разработчики хотят «заложить благоприятные условия для крупного инвестора». Сократить срок прохождения всех согласований, упростить процесс отведения земли.

На реализацию новой программы развития туризма планируется затратить 697 млрд. Br. Почти половину этих средств (46%), по расчетам Минспорта, должны составить частные инвестиции (321 млрд. Br). 33% обещают выделить из республиканского бюджета (229 млрд. Br) и 21% — из местных бюджетов (146 млрд. Br).

По планам разработчиков, в 2010 г. нашу страну посетят 4 млн. иностранных туристов, которые оставят в стране минимум 1,5 млрд. USD. Таковы подсчеты, сделанные по методологии ВТО. Ее отличие от принятой у нас ранее в том, что «учитываются» не только туристы, прибывшие через туристические компании, но и все «посетители» нашей страны, за исключением тех, кто приезжает на работу либо учебу.

Объем реализации туров по сравнению с прошлым годом должен вырасти в 4,9 раза до 870 млрд. Br (сегодня около 265 млрд. Br), объем платных туруслуг — в 3,6 раза до 426 млрд. Br. В Минспорта рассчитывают, что через два года турфирмы примут около 200 тыс. интуристов и получат прибыль 31 млрд. Br (сегодня порядка 20 млрд. Br), экспорт услуг достигнет 102 млн. USD. Самое главное, что программа предусматривает выход к концу ее реализации на положительное сальдо в торговле туруслугами.

Напомним, Национальная программа развития туризма содержала весьма амбициозные планы. Прибыль за пятилетку должна была возрасти в 14 раз, привлечь иностранных туристов мы собирались больше в 6 раз. По словам Ч.Шульги, первый ее этап (2006-2007 гг.) был выполнен «довольно успешно». В связи с чем при корректировке второго этапа планку по итоговым показателям было решено поднять еще выше. Например, задание по прибыли от субъектов хозяйствования выросло на 12 млрд. Br (с 19 до 31 млрд. Br). Планируемое количество турфирм, которые будут работать на рынке, увеличилось на 106 (было 609). Задание по объему платных услуг «подняли» на 25 млрд. Br (было 400 млрд. Br).

Инесса ГЕРМАНЧУК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений