Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проблемы и решения
26.04.2002 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Инвестиционная формула немецкой экономики

Члены Белорусского союза предпринимателей и нанимателей имени проф. Макса Кунявского приняли участие в совместном белорусско-германском семинаре, который прошел во Франкфурте-на-Одере. Представители малого и среднего бизнеса нашей республики в течение недели в ходе лекций, дискуссий, посещений предприятий знакомились с законодательной базой, на основе которой функционируют немецкие корпоративные союзы, их ролью в экономике, в том числе в разработке и заключении тарифных соглашений с профсоюзами. Несколько занятий посвящалось проблемам привлечения инвестиций в восточные земли, подготовки и повышения квалификации кадров в условиях рыночной экономики. Запомнилась и вроде бы, на первый взгляд, чисто теоретическая, но чрезвычайно интересная и актуальная для белорусских участников семинара лекция об основах активного маркетинга на предприятии, которую прочитал профессор С.Невиак. Ведь речь шла о стратегии выхода фирмы из кризиса, о том, какие факторы следует учитывать при подготовке выпуска новой продукции и закреплении на рынке, как добиться повышения эффективности работы управленческого звена. В числе участников семинара была и представитель "НЭГ".
Члены Белорусского союза предпринимателей и нанимателей имени проф. Макса Кунявского приняли участие в совместном белорусско-германском семинаре, который прошел во Франкфурте-на-Одере. Представители малого и среднего бизнеса нашей республики в течение недели в ходе лекций, дискуссий, посещений предприятий знакомились с законодательной базой, на основе которой функционируют немецкие корпоративные союзы, их ролью в экономике, в том числе в разработке и заключении тарифных соглашений с профсоюзами.

Несколько занятий посвящалось проблемам привлечения инвестиций в восточные земли, подготовки и повышения квалификации кадров в условиях рыночной экономики. Запомнилась и вроде бы, на первый взгляд, чисто теоретическая, но чрезвычайно интересная и актуальная для белорусских участников семинара лекция об основах активного маркетинга на предприятии, которую прочитал профессор С.Невиак. Ведь речь шла о стратегии выхода фирмы из кризиса, о том, какие факторы следует учитывать при подготовке выпуска новой продукции и закреплении на рынке, как добиться повышения эффективности работы управленческого звена.

В числе участников семинара была и представитель "НЭГ".

РЕФОРМИРОВАНИЕ экономики Восточной Германии развернулось в начале 90-х годов. И хотя остроту проблем во многом удалось снять благодаря огромным финансовым потокам, которые шли с западных земель, для основной массы жителей бывшей ГДР это было очень сложное время. Большинство предприятий оказалось перед альтернативой закрытия или перехода из государственной собственности в частную. Причем оснащенные современным по нашим меркам оборудованием заводы и фабрики могли быть проданы в буквальном смысле за бесценок.

Мне довелось тогда побывать в Восточной Германии с группой депутатов Верховного Совета двенадцатого созыва. Особенно запомнилось животноводческое хозяйство и маленькие предприятия, созданные на базе госкооператива: численность работающих уменьшилась почти в десять раз.

Директора предприятий, еще недавно являвшихся гордостью своих регионов, лихорадочно пытались найти рынки сбыта продукции. Эти люди казались растерянными, у них не было никакой уверенности в завтрашнем дне.

Принимавший нас в апреле этого года профессор Иоханнес Годау -- из числа таких управленцев. Сегодня он владелец и директор предприятия "Ingenieurburo" и президент Франкфуртской торгово-промышленной палаты. Кстати, эта почетная должность говорит о том, что г-н Годау пользуется авторитетом и уважением в среде деловых людей.

Сейчас он рассказывает, как непросто было ему, главному инженеру завода полупроводников, 20 лет отдавшему работе на предприятии, примириться с действительностью. Инвесторы буквально снесли почти все постройки бульдозером. Сегодня на этом месте, где раньше трудилось 8,5 тыс. человек, разместилось 65 фирм, в них занято 1200 работников.

УДАЛОСЬ выжить и окрепнуть некоторым малым предприятиям, созданным на базе отделов главного механика, главного электрика, отдела водоснабжения и др. Завод дал им самостоятельность, предоставил помещения и какое-то время поддерживал заказами. Не потонули лишь те коллективы, которые энергично искали заказы еще и на стороне. Одна из таких фирм, в которую объединились заводские сантехники, нынче имеет солидную репутацию и принимает участие в тендерах по всей стране.

В восточные регионы пришли инвестиции, здесь создаются современные предприятия, возникают новые поселки. Проблем хватает, и острейшая -- безработица. Но одним из важных достижений немцы считают то, что за последние годы сравнялась средняя зарплата в стране. Правда, восточные немцы работают по времени больше, но при этом они ориентируются на реальную перспективу развития бизнеса, а не изобретают некие оригинальные модели.

Понятно, что слагаемых успешного вхождения восточных земель в рынок много. Одним из важных институтов, который содействует эффективному развитию немецкой экономики, являются корпоративные союзы.

В НАШЕЙ печати недавно прошли сообщения о забастовке индивидуальных предпринимателей в Ивацевичах. Толчком к протесту послужило решение райисполкома о переносе вещевого рынка, который размещался рядом с железнодорожным вокзалом, в новое, менее посещаемое жителями города и окрестных деревень место. Чего опасались чиновники? По выходным, когда к 500 ивацевичским продавцам присоединялись их коллеги из соседних райцентров и на привокзальном рынке начиналось настоящее столпотворение, нарушались не только нормы пожарной безопасности, но не выполнялись и требования санэпидемстанции. Предприниматели же беспокоились, что поток покупателей уменьшится и их доходы упадут.

Ни одна из сторон уступать не хотела. Когда же местное начальство попыталось встретиться с бастующими, то оказалось, что вести диалог не с кем. Нельзя же, в самом деле, разговаривать сразу с полутысячей человек. У ивацевичских предпринимателей не оказалось своего союза, который бы представлял их интересы, вел переговоры в конфликтных ситуациях с властью. Примерно по такой же схеме развиваются события в случае забастовок и в других районных центрах. В столице и крупных городах союзы предпринимателей, конечно же, созданы и действуют, но достаточно ли эффективно?

Представить что-то подобное на немецкой земле невозможно, здесь действуют многочисленные и сильные объединения с одной стороны -- работодателей, с другой -- профсоюзов, которые при необходимости садятся за стол переговоров и в конце концов приходят к компромиссу. Государство в таких спорах не участвует.

В нашей стране объединения предпринимателей, призванные защищать интересы своих членов в обществе, стали появляться с разгосударствлением собственности в начале 90-х годов. Они и сегодня немногочисленны и не достаточно влиятельны.

Белорусский союз предпринимателей и арендаторов (так он тогда назывался) объединил предприятия, перешедшие на аренду. Это был первый шаг к разгосударствлению. Считалось, что, поработав какое-то время на аренде, трудовой коллектив сможет накопить средства и выкупить часть имущества у государства.

Этот путь оказался далеко не простым. Не буду останавливаться на сложных перипетиях борьбы белорусских предприятий за выживание, скажу лишь, что те первые члены БСПН стали акционерными обществами, а филиалы союза появились во всех областных центрах.

Формирование демократической системы управления на принципах социального партнерства в Беларуси находится в зачаточном состоянии. Государство является самым крупным собственником и работодателем, поэтому тарифные соглашения в отдельных отраслях заключаются между профсоюзами и органами госуправления. Подписывается также Генеральное соглашение между правительством, республиканскими объединениями работодателей и профсоюзами, но во многом оно носит формальный характер.

ЧЛЕНЫ БСПН знакомились с германским опытом бесконфликтного решения проблем в социальной сфере и в трудовых отношениях.

Понятно, что профсоюзы ФРГ ставят цель добиться более высокой оплаты труда, улучшения социального положения и охраны здоровья наемных работников. Свою политику они проводят с помощью тарифных соглашений (ТС).

Существует несколько основных категорий ТС. Это прежде всего соглашения о заработной плате, окладах и оплате учащихся -- срок их действия составляет, как правило, 12 месяцев.

Общие ТС регулируют продолжительность рабочего времени в неделю, длительность отпуска, увольнение, доплаты за сверхурочную работу и ночные смены.

В типовых соглашениях о заработной плате и окладах содержится описание, например, видов деятельности, на основе которых рабочим и служащим присваивается та или иная категория, принципы оплаты труда (сдельная оплата, премии и доплаты за высокое качество работы). Как и общие ТС, они действуют обычно несколько лет.

И еще одна важная группа -- тарифные соглашения о прочих вопросах. В такие "прочие" могут включаться положения о рождественских вознаграждениях, о возможностях и порядке накопления капитала с помощью вклада со стороны работодателя, о неполном рабочем дне в предпенсионном возрасте.

Причем одни тарифные соглашения действуют на всей территории ФРГ, другие -- только в определенных отраслях, третьи касаются отдельных категорий работников, например служащих или учащихся. По данным федерального профсоюза металлистов, всего в стране во всех отраслях действует примерно 55 тыс. соглашений.

КАК РАЗ сейчас в Германии идет заключение отраслевых тарифных соглашений. В ходе семинара мы побывали в головном объединении предпринимателей, включающем союзы предпринимателей металлургов, оптиков, автомобилестроителей и др. Исполнительный директор регионального отраслевого союза Эберхард Томше познакомил нас с ситуацией и рассказал о задачах, стоящих перед объединениями нанимателей.

Профсоюзы сейчас требуют повышения заработной платы на 6,5% (в строительстве -- на 4,5%). Работодатели соглашаются лишь на 2%. У каждой стороны "железные" аргументы и стремление добиться своего. В отдельных городах прошли предупредительные локальные забастовки.

Даже такие непродолжительные остановки производства приводят к снижению прибыли. Денег в профсоюзных забастовочных кассах предостаточно. И поэтому со стороны кажется, что ситуация вот-вот взорвется.

Однако общественность спокойно воспринимает подобные сообщения: немцы уверены, что профсоюзы и наниматели найдут общий язык и подпишут соглашения. Последний раз крупные стачки (до 11 недель) проходили в 1956г.

Забастовки невыгодны не только хозяевам, но и профсоюзам. Если не удастся выдержать "золотую середину" и предприятие из-за стачек станет банкротом, то количество членов профсоюза уменьшится, зато пополнение получит армия безработных. А безработица в Германии и без того высока. Да и рабочие понимают, что забастовки ослабляют не только отдельные фирмы, но и всю отрасль в целом.

У союзов предпринимателей сейчас горячие деньки. Они анализируют предпосылки для заключения ТС, организуют работодателей для отстаивания своих интересов перед профсоюзами, ведут консультации и переговоры. И активно используют печать: во многих изданиях лидеры предпринимательских союзов выступают с разъяснением выработанных позиций. Они напоминают немцам: для того чтобы отечественная продукция смогла выдержать конкуренцию на рынках Евросоюза, нужны большие средства на техперевооружение, современные технологии и т.д. Поэтому так резко повышать зарплату опасно.

После того как союз работодателей подписывает с профсоюзами соглашение, входящие в это объединение фирмы застрахованы от неожиданностей в виде забастовок и других форм протеста -- до конца срока действия ТС. А затем все начнется по-новому.

(Продолжение следует)
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений