$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

Гостиницы есть, хороших не хватает

25.01.2008

2006-2007 годы стали переломными для гостиничного бизнеса. Крупные объекты открылись в Минске: пятизвездочная «Европа», четырехзвездочная «Виктория». Появились современные отели и за пределами столичного региона. Однако качественного рывка отрасли, которую представляют, по информации Минжилкомхоза, 259 гостиниц, не получилось. Как привести белорусский гостиничный сервис в соответствие с требованиями стандартов? Об этом мы спросили у директора самого востребованного (в первую очередь, по количеству гостей) четырехзвездного отеля «Минск» Николая ЖУРАВСКОГО.

— Для того чтобы на достойном уровне принять гостей, отрасли нужно, во-первых, коренным образом улучшить материальную базу. Особенно тяжело с этим в глубинке, где гостиничные хозяйства находятся на балансе местных исполкомов. Однако стоит только местным властям предложить инвесторам привлекательные условия, и вопрос с открытием двух-трехзвездочных отелей будет решен. Это подтверждает пример появления новых гостиниц в Жлобине (на базе БМЗ) и Бобруйске. В более тихих городках не исключена и продажа их толковому инвестору по сходной цене. Любая деятельность должна быть эффективной, нерентабельное хозяйство и для хозяев, и для гостей — одно мучение.

Второй, после инвестиций, важной проблемой является дефицит профессионалов гостиничного дела. Нужно повышать квалификацию работников, дружить с университетами, кулинарными училищами, торговыми колледжами, другими учебными заведениями. С появлением у гостиничных предприятий команд высокопрофессионального уровня у отрасли открывается хорошая перспектива. О том, что динамика спроса на наши услуги в стране положительная, свидетельствует опыт отеля «Минск», где цены, по белорусским меркам, в целом высокие. Полагаю, что не только мы, но и все гостиницы Беларуси и Минска ощутили приток гостей.

- Учитывая появление на столичном гостиничном рынке новых игроков (вскоре откроется еще и пятизвездочный Принцесс-отель), не боитесь ли того, что ваших специалистов могут переманить?

— Мы с уважением относимся к своим конкурентам, но большой угрозы с их стороны пока не почувствовали: чтобы зарекомендовать себя, нужно время. А время, как известно, работает на тех, кто постоянно занимается качеством сервиса и числом предоставляемых услуг. Мы провели ремонт номеров, обновили мебель. Затраченные усилия дали результат: увеличилось число гостей и приток денежных средств. Еще 5 лет назад загрузка номеров составляла 25%, сейчас — 65%. Сегодня отель «Минск» не просит у государства поддержки, исправно платит налоги. За эти годы мы открыли 415 рабочих мест, предложили работникам привлекательный социальный пакет и достойную зарплату. Доходы отеля за 5 лет выросли в 3,8 раза, а зарплата — в 3 раза. 1 марта с.г. завершаем выплаты по турецкому кредиту, взятому на реконструкцию. Остается еще долг ОАО «Беларусбанк».

Тем не менее несколько человек ушли в другие отели: например, в гостиницу «Виктория». Я благодарен им за добросовестную работу на нашем предприятии и рад за них, что они нашли себя на более высоких должностях. У нас не предвидится дефицита подготовленных кадров. Многие специалисты отеля «Минск» повышают свою квалификацию на предприятии, порядка 60 чел. учатся в вузах. Лучшим обеспечен карьерный рост. Кстати, не только в самом «Минске»: на наш баланс 19 января передана гостиница Октябрьская, которую планируем реконструировать и открыть новый отель более высокого уровня.

- Николай Романович, какую роль, на ваш взгляд, в подъеме отрасли могут сыграть современные технологии?

— IТ-технологии в гостиничном и ресторанном деле имеют прикладной характер. Они помогают вести учет материальных ценностей и услуг всех служб. Например, в отеле «Минск» установлена локальная сеть, аналогичная тем, которыми пользуются сети отелей по всему миру. Виртуальное отражение всех услуг оптимизирует затраты, делает прозрачным каждое действие персонала, обеспечивает максимальный комфорт гостям.

А еще благодаря современным IТ-технологиям и, в частности, Интернету, Беларусь стала узнаваемой в мировом сообществе, а отели получили выход за границу, дающий все больше шансов привлечения новых гостей.

Большую роль играет партнерство с гостиничными провайдерами. Например, наш московский партнер компания «Академсервис», задействованная глобальными сетями бронирования гостиничных мест для туристов, уже не первый год поставляет туристов из Европы, Америки, Африки. Стараемся помогать им и в решении визовых проблем. Например, гости отеля «Минск» могут получить визу в РБ прямо в аэропорту. Чем меньше хлопот туристу (или бизнесмену) с организацией поездки, тем привлекательнее она покажется. Кстати, контингент гостей не только растет, но и меняется: за 2007 г. выросло число приезжающих из России, СНГ, Ближнего Востока, Африки, других стран. А вот количество американских туристов уменьшилось.

- Что еще, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы придать въездному туризму новый импульс?

— Чтобы приток туристов из-за рубежа стал больше, на мой взгляд, стоит обновить, заставить заработать подзабытую госпрограмму «Белорусское кольцо туризма». Нам есть что показать иностранцам: Нарочанский край, Припятский и Березинский заповедники, Беловежскую пущу, Несвижский и Мирский замки, Браславские озера. Там есть гостиницы, несколько еще строится ( например, в Припятском заповеднике — отель «3 звезды»). Но опять-таки, хотя гостиниц становится все больше, хороших не хватает. Тут страну может выручить сельский туризм. И нам есть у кого учиться. В польской деревне Белая Вежа (1500 дворов) кроме двух отелей гостей может принять каждый второй двор.

Беседовала Тамара МАРКИНА