Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проблемы и решения
12.03.2002 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"Эффективной экономике нужны эффективные законы"

Переход от советской командно-административной системы управления экономикой к рыночным методам сделали практически непригодным весь массив хозяйственного законодательства.

Переход от советской командно-административной системы управления экономикой к рыночным методам сделали практически непригодным весь массив хозяйственного законодательства. Белорусский законодатель вынужден был фактически заново создавать правовое поле для деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе нового для нас предпринимательского сектора. Только за пять последних лет парламент принял около пятисот законов, девятнадцать кодексов, ратифицировал десятки международных договоров. Значительную роль в регулировании гражданского и экономического оборота играют нормативные правовые акты, принимаемые Президентом и правительством страны.

И все-таки законов пока не хватает, а качество многих из тех, что определяют развитие ключевых отраслей экономики, финансовой системы, международной торговли, оставляет желать лучшего. А каковы в целом перспективы развития законодательной базы? Есть ли у нее резервы для оперативного преодоления негативных тенденций в экономике? Как будут регулироваться острейшие вопросы приватизации госсобственности, налогообложения, предпринимательства? На эти вопросы по просьбе редакции газеты отвечает директор Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь Игорь АНДРЕЕВ.

Базовыми нормативными актами, регулирующими общественные отношения в сфере гражданского и экономического оборота, являются, как известно, Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее -- ГК), Кодекс о земле, Таможенный, Банковский кодексы и ряд других. В развитие общих положений и принципов этих документов принят блок кодексов и законов (Воздушный кодекс Республики Беларусь, Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь, Водный кодекс Республики Беларусь, Закон "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" и др.), которые уточняют и детализируют общие нормативные правила, а также определяют специфику отдельных видов правоотношений.

Важное значение имеют нормативные правовые акты, принимаемые Президентом Республики Беларусь (например, декреты от 16.03.99г. N 11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования", от 20.08.99г. N 32 "О потребительской кооперации в Республике Беларусь", Указ от 7.03.2000г. N 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" и др.).

Наиболее эффективным звеном в системе гражданского законодательства я бы назвал нормативные правовые акты подзаконного уровня. Именно они создают юридический механизм реализации и функционирования законодательных актов. Однако зачастую подзаконные акты одного уровня противоречат друг другу, создавая конфликтные ситуации на практике. Таким образом, система действующего гражданского законодательства нуждается в значительном совершенствовании. Необходимо устранить основные недостатки:

1) декларативность законодательных актов и, как следствие, увеличение объема подзаконных нормативных актов;

2) пробелы в правовом регулировании некоторых отношений;

3) необоснованное дублирование правовых норм в актах одного уровня.

Дальнейшее развитие гражданского законодательства должно идти как по пути обогащения содержания ГК, так и по пути развития нормативных предписаний ГК. Это вытекает из практики его применения, которая выявила пробелы, противоречия и отдельные неудачные решения. Мониторинг, анализ практики применения норм ГК судебными и иными органами, критических замечаний, высказываемых в литературе и периодической печати, позволит устранить недостатки и пробелы путем внесения изменений и дополнений в ГК. Наряду с этим должен быть принят блок законов, ранее не существовавших в данной отрасли либо значительно обновленных, например:

"О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним";

"О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

"Об ипотеке" и другие.

Кроме этого необходимо внести изменения и дополнения в уже действующие законы Республики Беларусь, например в Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и другие, что позволит, не нарушая всей структуры гражданского законодательства, привести его в соответствие с ГК. Существенной переработки с целью приведения в соответствие с ГК и унификации с аналогичным законом Российской Федерации требует также Закон "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь".

Одновременно необходима отмена ряда законодательных актов по следующим причинам:

1) в связи с фактической утратой их значения;

2) наличием в них концептуальных противоречий основным принципам и положениям гражданского и экономического законодательства;

3) отражения их нормативных предписаний в ГК.

Ревизия всего массива гражданского законодательства позволила бы выявить и устранить недействующие правовые нормы, противоречия и пробелы. На мой взгляд, данная работа должна проводиться одновременно либо опережая процесс нового правотворчества. Изменение и отмена правовых актов, не соответствующих обновленному гражданскому законодательству, являются неотложной необходимостью. Их сохранение приведет к дестабилизации гражданского законодательства, нарушению принципов и норм ГК, законности в гражданских и смежных с ними отношениях.

Вместе с указанными мерами должна проводиться частичная кодификация норм некоторых отраслевых актов. Процесс кодификации должен протекать в соответствии с требованиями унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Что касается развития хозяйственного и предпринимательского законодательства, то оно должно идти по пути совершенствования содержания уже действующих нормативных правовых актов. Так, требуют значительного обновления законы "Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь", "О стандартизации", "О сертификации продукции, работ и услуг" и др.

Существует необходимость урегулирования некоторых гражданских отношений, которые остались за рамками правового регулирования ГК, например отношения, связанные с ипотекой. С принятием Закона "Об ипотеке" нормативно закрепились бы понятия, общие правила заключения договора залога недвижимости (ипотеки), порядок оформления и перехода прав залогодержателя, порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализации, особенности ипотеки отдельных объектов недвижимости и иные положения, связанные с залогом недвижимого имущества.

Для установления единообразного порядка выдачи лицензий, продления и приостановления срока их действия, отзыва и аннулирования лицензий, а также в связи с необходимостью сокращения количества существующих лицензируемых видов деятельности и законодательного закрепления перечня таких видов представляется весьма важным принятие Закона "О лицензировании в Республике Беларусь".

В первоочередном порядке требуются разработка и принятие унифицированных с российскими законов "О естественных монополиях", "О газоснабжении".

Представляется необходимым внести изменения и дополнения в Закон "О ценных бумагах и фондовых биржах".

Повышение роли и эффективности бюджетно-финансовой политики, актуальность совершенствования методологии формирования и исполнения бюджета требуют определения концептуальных подходов к комплексному правовому регулированию данной сферы с целью дальнейшей разработки и принятия Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

В области страхования представляется целесообразным осуществить систематизацию норм отдельных законодательных и иных нормативных правовых актов в рамках единого кодифицированного акта -- Кодекса о страховании Республики Беларусь.

Одним из направлений совершенствования банковского законодательства видится разработка комплексного законопроекта, касающегося внесения изменений и дополнений в Банковский кодекс.

Перспективное развитие основ налогового законодательства связано прежде всего с принятием Налогового кодекса, поскольку это позволит систематизировать нормы, регулирующие процесс налогообложения, привести их в упорядоченную, логически цельную и согласованную систему, устранить многочисленность и противоречивость нормативных актов и отсутствие достаточных гарантий для участников рынка. Изменения требуют и достаточно жесткие нормы ответственности за налоговые правонарушения, применяемые в настоящее время.

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы является реальное облегчение налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов, снижение налогового бремени на товаропроизводителей. В связи с этим налоговое законодательство целесообразно реформировать посредством:

-- дифференцированного подхода к налогообложению объектов различного назначения;

-- упорядочения многочисленных норм, регламентирующих освобождение и снижение налогов, сборов, пошлин, отказа от практики освобождения от налогов, заменив ее минимальными ставками;

-- разумного снижения налоговых ставок при унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что эффективной, динамичной экономики не бывает без своевременной и толковой правовой базы. Утверждение это, может быть, не очень оригинальное, но от этого не менее актуальное.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by