Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДВА ЛИКА БЕЛОРУССКОГО БИЗНЕСА (Окончание. Начало в N 1)

В рыночной экономике каждая фирма разрабатывает собственную стратегию развития и, используя конкурентные преимущества, старается завоевать как можно больший объем рынка. Белорусский бизнес мечтает об увеличении покупательского спроса и упрощении инст...
В рыночной экономике каждая фирма разрабатывает собственную стратегию развития и, используя конкурентные преимущества, старается завоевать как можно больший объем рынка. Белорусский бизнес мечтает об увеличении покупательского спроса и упрощении институциональной среды функционирования.

Либерализация реальная и виртуальная

В Беларуси 2002г. должен был стать годом экономической либерализации. Независимые эксперты, правительственные чиновники и депутаты много говорили об упрощении процедур ведения бизнеса, о необходимости снятия многих ограничений. Президент обещал хозяйственникам не более одной проверки в год, предпринимателям - упрощение процедур регистрации и уменьшение уставного фонда, новый закон о лицензировании и сертификации, снижение налоговой нагрузки и многое другое.

Увы, приходится констатировать, что год прошел под флагом тщетных надежд и отсутствия политической воли что-то менять. Марксистская теория эксплуатации труда капиталом слишком популярна среди правящего истеблишмента, чтобы согласиться с тем, что предприниматель - это творец, новатор, человек, который соединяет экономические ресурсы с целью производства товаров и услуг и, продавая их на рынке, создает рабочие места и платит налоги. И его прибыль - это вознаграждение за тяжелый труд, оценка потребителями его продукции. В белорусском сознании не общество должно предпринимателю, а он должен всем: правительству, бюджету, многочисленным проверяющим органам и благотворительным организациям.

Итак, каковы же основные проблемы частного бизнеса в Беларуси? Согласно опросу, проведенному в октябре 2002г. Институтом приватизации и менеджмента при поддержке американского фонда СIРЕ, "горячая десятка" основных проблем предпринимателей выглядит следующим образом (табл. 1).

Респондентам было предложено по пятибалльной шкале (5 - самое высокое, 1 - нет проблемы) оценить 19 основных административных и экономических ограничений. Как выяснилось, у белорусского бизнеса две основные заботы: плохие законы и изобилие высоких налогов. Социальная направленность бюджета, расходы на поддержку огромного и непроизводительного госсектора выливаются в рост числа налогов, частые изменения в отчетности. Регулирование цен (которое с республиканского перенесено на местный уровень, что позволяет правительству рапортовать о либерализации), сложности лицензирования, давление со стороны местных органов власти - это лишь неполный перечень барьеров на пути развития частного сектора.

Интересно, что ни одну из предложенных проблем предприниматели не оценили в 1 балл, хотя наилучшие котировки получили следующие: криминализация бизнеса (2,04), сложность с покупкой валюты (2,03), недостаток информации о поставщиках и покупателях (2,13). Одновременно с административными барьерами, которые увеличивают трансакционные издержки ведения бизнеса, что в конечном счете ведет к росту цен и ухудшению конкуренции, предприниматели отмечают и экономические причины.

Низкий покупательский спрос занял почетное шестое место, намного опередив и проблемы перерегистрации, и сложности с получением кредита. Экономическая политика государства, несмотря на ее социальную направленность, не делает белорусский народ богаче.

Несмотря на рост реальных доходов населения, фиксируемый официальной статистикой, и предприниматели, и все население (исходя из многочисленных опросов, проводимых на микроуровне) отмечают стремительное снижение покупательной способности.

Одна лицензия хорошо, а две лучше?

Среднестатистическое предприятие в среднем имеет 3 лицензии (по одной на каждый вид деятельности). Больше всего лицензий требуется в производстве - 4,33 шт., за ним следуют торговля и строительство - 3,04, транспорт и связь - 2,68, бытовое обслуживание - 2,19 лицензии.

На вопрос о том, что по сравнению с прошлыми годами изменилось в лицензировании, подавляющее большинство респондентов констатируют в лучшем случае консервирование ситуации (табл. 2).

Аналогично обстоят дела с сертификацией. В среднем предприятие занимается ею 8,4 раза в год, при этом фирмы в сфере оказания услуг на транспорте и связи делают это более 12 раз в год.

Руководители отмечают, что чаще всего сертифицируются производственные процессы (20,6%) и отдельные партии продукции (44%).

Многочисленные препоны, стоящие на пути развития бизнеса, не способствуют созданию и продвижению на отечественном рынке торговых марок. Сегодня белорусскому потребителю больше известны торговые марки российских или украинских производителей, чем собственные. Почти половина респондентов (47%) отметили, что они не зарегистрировали и не планируют создавать собственные брэнды. Еще 20% руководителей малых и средних фирм Беларуси только собираются это делать. Четверть имеют от одной до трех зарегистрированных торговых марок.

Лучше меньше, да чаще

О проблеме многократных проверок не писал разве что ленивый. В Беларуси свыше 20 органов государственной власти имеют право штрафных санкций и внесудебной конфискации имущества. Учитывая тяжелую ситуацию с наполнением доходной части бюджета, не приходится удивляться, что Беларусь - единственная цивилизованная страна, где поступления от штрафов и пени являются планируемой статьей бюджета. Система работает безукоризненно: сначала ты нарушаешь, потому что не нарушить паутину из предписаний и разрешений почти невозможно, а потом тебя проверяют и заставляют платить.

Несмотря на обещание властей проверять предприятие не чаще одного раза в год,  каждое предприятие за последние 12 месяцев в среднем проверялось 2,3 раза. При этом характерно, что наиболее проблемными для предпринимателей являются не визиты налоговой инспекции или КГК, а прочих контролеров.

Чаще всего малый и средний бизнес проверяют органы санитарного и пожарного надзора, милиция, различные министерства и ведомства, местные органы власти, которые, как известно, берут немного, но часто. Средняя проверка длилась 3,7 дня (табл. 3).

Если умножить общее количество проверок на их среднюю продолжительность, получится вроде немного - 9 дней. Однако если учесть, что есть предприятия, которые проверяются и по 20 дней, и по пять раз в году, набегает внушительное число человеко-дней, которые предприниматели вынуждены тратить на общение с контролирующими органами. По информации КГК, 99% белорусских предпринимателей допускают те или иные нарушения.

Большинство предпринимателей (61%) отмечают, что в текущем году количество проверок осталось без изменений, почти треть (28%) констатируют рост их числа. Сложно оставаться оптимистом, зная, что в следующем году запланирован рост доходов бюджетников до 125 USD, а предпосылок для повышения эффективности реального сектора правительство так и не предложило.

Кто виноват и что делать

Треть опрошенных руководителей, наряду с умением предвидеть рыночную конъюнктуру и способностью производить конкурентоспособную продукцию, заявили, что знание законодательства - это конкурентное преимущество их предприятия. Наверное, это одна из характерных особенностей национального бизнеса.

Абсолютное большинство руководителей частного сектора в Беларуси уверены, что власти в силах исправить ситуацию и сделать занятие бизнесом выгодным. Требуется для этого совсем немногое (табл. 4).

Интересно, что правовой нигилизм настолько въелся в сознание людей, что надежды на решение проблем собственными силами доминируют в сознании предпринимателей. Лишь 11% респондентов отметили необходимость суда, независимого от исполнительной власти. Видимо, изменения станут доступными следующему поколению белорусских предпринимателей.

Таблица 1
                                                        Среднее
                                                        значение
1.     Слишком много различных налогов                   4.49
2.     Нестабильное законодательство                     4.44
3.     Частые изменения в налоговой отчетности           4.44
4.     Высокие ставки налогов                            4.42
5.     Большое количество законодательных актов          4.24
6.     Низкий покупательский спрос                       3.56
7.     Многочисленные проверки контролирующих органов    3.44
8.     Неплатежи от клиентов                             3.4   
9.     Регулирование цен                                 3.25
10.    Сложность в получении лицензий                    3.23
 
Таблица 2
 
Процессы и условия получения лицензий    Удельный вес предприятий (%)
Усложнились                                              41.6
Остались без изменений                                   54.5
Упростились                                               3.9
 
Таблица 3
 
                                           Количество     Дней на
                                           проверок       1 проверку   
Санитарный надзор                              3,87        1,5   
Милиция                                        3,4         1,5   
Министерства, ведомства                            
и государственные концерны                     3,17        5,23   
Пожарный надзор                                2,86        1,37   
Местные органы власти                          2,8         1,66   
Другие контролирующие органы                   2,63       10,5   
Налоговая инспекция                            2,11        8,68   
Органы экологического контроля                 1,89        1,71   
Органы защиты прав потребителей                1,86        1,24   
Комитет государственного контроля              1,83        7,78   
Органы контроля за ценами                      1,76        2,99   
Органы контроля за стандартами                 1,65        2,02   
Комитет государственной безопасности           1,64        3,84   
Лицензирующие органы                           1,31        1,63   
Прокуратура                                    1,13        3,67
 
Таблица 4
 
Меры по ускорению развития                      Удельный вес
частного бизнеса в Беларуси                     предприятий
Снизить налоговое бремя                             80.4
Улучшить законодательство
по малому предпринимательству                       52.4
Упростить регистрацию, лицензирование и другие
процедуры, контролирующие вход на рынок             40.7
Развить систему финансовой
поддержки малого предпринимательства                38.6
Защитить предпринимательство от произвола
со стороны контролирующих органов                   36
Ускорить малую приватизацию                         12.7
Обеспечить независимый
от исполнительной власти суд                        11.6
Защитить предпринимательство от произвола
со стороны криминальных структур                     3.2
Другое                                               3.4   
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений