Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проблемы и решения
28.05.2002 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Доплата в конверте: была, есть и будет?

Эта проблема хорошо известна. Недавно о ней говорилось и при обсуждении отчета правительства Президенту...

Эта проблема хорошо известна. Недавно о ней говорилось и при обсуждении отчета правительства Президенту. В адрес тех, кто таким образом выдает зарплату, были высказаны гневные слова. Действительно, почему порой в ведомости показывается одна сумма, а реально работник может получить существенную добавку, нигде не отраженную документально?

Понятно, что это одно из проявлений теневой экономики. Но такие, как принято говорить, злоупотребления имеют под собой объективную основу. Именно поэтому в течение длительного времени ситуация не меняется. Суть проблемы -- значительные "накрутки" на фонд оплаты труда. Обязательные отчисления в фонд государственного социального страхования -- 35%, чрезвычайный налог и отчисления в государственный фонд содействия занятости, уплачиваемые единым платежом, -- 5% от фонда оплаты труда. Итого, начисления на фонд оплаты труда предприятия составляют 40%. Для упрощения сделаем расчет в долларах. То есть если на предприятии работает 10 человек, то чтобы начислить им в рублевом эквиваленте 100 долларов зарплаты, предприятию надо иметь не 1000 долларов, а 1400, что составляет начисление зарплаты в 100 долларов еще для 4 работников. Но это то, что платит в бюджет само предприятие.

А теперь напомним о платежах, которые вычитаются из зарплаты самого работника: отчисления в пенсионный фонд -- 1% и подоходный налог по прогрессивной шкале -- от 9% до 30% (при зарплате, эквивалентной 100 долларам, ставка подоходного налога -- 9%). Итого, вычет составит от 10 до 31% начисленного дохода работника. В нашем примере у каждого работника будет изъято 10 долларов. То есть предприятие в качестве так называемого агента по уплате подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд перечислит в казну еще 100 долларов. Понятно, что эти деньги непосредственно изымаются из дохода самого работника. Однако, чтобы он получил 100 долларов "чистыми", предприятию надо добавить еще в фонд оплаты 10 долларов, а в целом по предприятию 100. Следовательно увеличится названный единый платеж и отчисления в фонд социального страхования. Для того чтобы легальная зарплата у этих работников составила по 200 долларов, для уплаты единого платежа и отчислений в фонд социальной защиты предприятию потребуется уже не 400, а 800 долларов. Соответственно увеличатся отчисления в пенсионный фонд и подоходный налог, то есть эти же 10% составят уже 20 долларов, а по предприятию -- всю 1000.

При этом нельзя не учитывать, что подоходный налог считается по прогрессивной шкале. И при увеличивающейся зарплате в казну надо отчислять все больше и больше, а работнику остается меньше. Понятно, что едва ли есть смысл легально платить такую зарплату, от которой в казну уходит 30%. То есть основная причина зарплат в конверте обусловлена совершенно объективной причиной -- чрезмерно высоким обложением фонда оплаты труда платежами в бюджет. Вот и пытаются те, кто не пользуется бюджетным финансированием, этот фонд по возможности занизить.

Много ведется разговоров и по поводу реформирования системы социального страхования и пенсионного обеспечения, целесообразности применения чрезвычайного налога и т.п. Однако с позиций снижения бремени на фонд оплаты труда пока ничего не сделано. Что касается подоходного налога, то вариантов решения этого вопроса всего два: перейти к линейной шкале, установив единую ставку, и "растянуть" прогрессивную шкалу, что действительно должно способствовать легализации доходов.

Обсуждение этой проблемы длится уже не один год. С выводом о том, что шкалу подоходного налога надо менять, согласны и сами налоговики. В частности, об этом говорил в интервью "НЭГ" руководитель Министерства по налогам и сборам Константин Сумар. Но и в новой редакции Закона "О подоходном налоге с физических лиц", которая вступила в силу с 1 января текущего года, шкала не изменилась. В ряде государств принят существенный не облагаемый подоходным налогом минимум дохода. У нас же новшеств по этому налогу нет.

Конечно, административными мерами можно, вероятно, "загнать в угол" проблему зарплат в конверте, но решить ее без существенного ослабления пресса платежей на фонд оплаты труда не удастся. В России, например, эта проблема также не решена, но существенные шаги и, в частности, переход к той же единой ставке в целях стимулирования выхода из тени, сделаны. Не пора ли и нам от угроз перейти к реальным экономическим стимулам?
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений