Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34(2728) от 03.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2354
EUR:
3.4633
RUB:
3.492
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правительство обеспокоено динамикой экспорта товаров

Фото: freepik.com

На совещании, состоявшемся 3 октября 2023 г., Совет Министров в очередной раз вернулся к вопросам обеспечения сбыта белорусских товаров на внешних рынках. Данное обсуждение стало логическим продолжением совещания, посвященного ситуации с поставками и логистикой сырьевых товаров, которое прошло 18 июля 2023 г. Сейчас перед правительством стоят все те же проблемные вопросы: как добиться прироста экспорта в условиях санкционных ограничений, ухудшения ценовой конъюнктуры и усложнения логистики.

Прирост экспорта замедляется

Важность экспортной темы подчеркивает сравнительно небольшой срок между двумя прошедшими совещаниями. Фактически это третий раз с начала года, когда вопросы поставок и логистики белорусских товаров на внешние рынки становятся предметом совещания с участием главы государства. Первое такое мероприятие в текущем году состоялось в январе, второе – в июле, а анализируемое совещание по заявлению самих его участников стало своеобразным контролем плана, выработанного на предыдущих встречах.

Основанием для такого пристального внимания к экспорту может быть снижение темпов его прироста: если в январе-апреле 2023 г. темп увеличения экспорта составил 112,4% к уровню аналогичного периода 2022 г., то в январе-июле 2023 г. он замедлился до 109,9%. При этом темпы роста импорта, наоборот, увеличиваются: если в январе-апреле 2023 г. они составляли 119,7%, то в январе-июле – 122,5%. Наиболее показательным индикатором, отражающим происходящие изменения, является сальдо внешней торговли товарами: если в январе-июле 2022 г. показатель сформировался на уровне +364,8 млн USD, то за аналогичный период текущего года его значение составило -2138,1 млн USD.

Несмотря на то что совещание посвящено широкой тематике экспорта белорусских товаров, главным вопросом повестки было, безусловно, обеспечение поставок калийных удобрений и нефтепродуктов. В нашем прошлом материале мы писали о том, что на планы правительства по сбыту калийных удобрений в текущем году повлияло ухудшение ценовой конъюнктуры мирового рынка удобрений, из-за чего контрактные цены могли оказаться ниже ожидаемых. С тех пор ситуация лучше не стала: мировые цены на удобрения остаются невысокими.

Ключ к сбыту – логистика

Еще один проблемный, не теряющий своей актуальности вопрос – транспортные издержки, что в условиях альтернативной логистики часто оказывается фактором, влияющим на конкурентоспособность белорусских товаров. Как отметил Александр Лукашенко, в настоящий момент самое узкое место белорусского экспорта при работе через российские порты – железнодорожные поставки. Именно поэтому фокус с идеи строительства собственного порта на территории России сместился в сторону новой инициативы белорусского правительства – строительства дополнительного железнодорожного пути в направлении Санкт-Петербурга, ближайшей к Беларуси точки доступа к морским грузоперевозкам.

Вкратце напомним предысторию данного вопроса.

Во-первых, при переходе на логистику через северные российские порты (как альтернативу утраченному литовскому маршруту) РБ получила скидки на ж/д перевозки, которые, по оценке чиновников, позволили получить сопоставимые условия с теми, которые имели место до введения санкций. То есть изначально тарифы были такими, что удорожали стоимость логистики, и только предоставление скидок позволило приблизить российские условия к прежним.

Во-вторых, скидки с момента введения распространялись на определенные группы товаров – прежде всего нефтепродукты – и не касались других. Остается неизвестным, добились ли белорусские дипломаты до новых уступок и смогли ли распространить преференциальные условия на все группы товаров. Также неизвестны сроки предоставления скидок на тарифы.

Поднимаемый правительством РБ вопрос о реализации совместного проекта прежде всего означает, что белорусская сторона хотела бы иметь больше стабильности в данном вопросе и не зависеть от уступок российской стороны. Тем более что речь идет о поставках в порты не только ближайшего к Беларуси Санкт-Петербурга, но и далекого Мурманска, что также может быть предметом торга: полнотарифные поставки через Мурманск в обмен на предоставление льготных условий для поставок в Санкт-Петербург.

При этом белорусская дипломатия изначально позиционирует проект как несложный и связанный лишь с увеличением пропускной мощности, а также апеллирует к восстановлению «советских еще» разъездов. На самом же деле в условиях развязывания ценовых войн между основными производителями калийных удобрений условия доставки приобретают критическое значение. Получение выгодных условий существенно упрочнило бы позиции Беларуси в данном противостоянии.

Сказанное касается и сбыта нефтепродуктов, поскольку из-за построения сложных схем, направленных на обход санкций, возрастает стоимость доставки товаров до конечного потребителя, и дополнительные издержки ложатся на белорусского производителя. Сообщается, что обсуждение данного проекта может состояться уже на ближайшей встрече Александра Лукашенко и Владимира Путина. В частности, по итогам мероприятия премьер-министру Роману Головченко и вице-премьеру Анатолию Сиваку поручено подготовить к данной встрече презентационные материалы по различным вариантам расширения «узких мест» железной дороги в направлении Санкт-Петербурга.

Ставка на Африку

О других аспектах совещания известно немного. Тема экспорта, логистики, особенно если речь идет о поставках подсанкционных товаров, продолжает оставаться закрытой, конкретных данных и фактов сообщается мало. Например, стало известно, что ОАО «Беларуськалий» ориентируется на выполнение поставленной задачи по добыче и реализации 8 млн т калийных удобрений: его текущие мощности загружены на 80%, что превышает показатели прошлого года. Однако здесь важно учитывать стоимостной фактор, т.к. из-за более низких цен стоимостные параметры сбыта калийных удобрений могут оказаться ниже, чем в прошлом году, когда цены были на пике своих значений. То есть выполнение физических объ­емов малоинформативно с точки зрения реального влияния как на значения экспорта, так на финансовые показатели самого предприятия.

Второй интересный факт, который стал известен благодаря совещанию, – это намерение «Белнефтехима» нарастить объем поставок сырьевых товаров за счет расширения географии поставок в те страны, которые ранее приобретали белорусскую продукцию в небольших объемах. Речь идет прежде всего о странах Африки, деловые контакты с которыми стали заметно интенсивнее в последние годы.

***

Таким образом, вопрос дальнейшего увеличения объемов экспорта связан не только с расширением географии поставок, но и с выстраиванием оптимальной по стоимости логистики. Поскольку традиционные маршруты и рынки стали недоступны, логистическое плечо удлинилось, издержки на транспортировку товаров возросли, что особенно остро стало ощущаться на фоне ухудшения ценовой конъюнктуры. Прорывным моментом может быть получение выгодных условий железнодорожных грузоперевозок по территории России, что становится очередной нетривиальной задачей белорусской дипломатии.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by