Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №46(2740) от 21.06.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2257
EUR:
3.4496
RUB:
3.6459
Золото:
243.88
Серебро:
3.14
Платина:
101.01
Палладий:
94.17
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Экспорт и логистика сырьевых товаров: реальность хуже, чем планы

Фото: neg.by

Экспорт белорусских товаров – в первую очередь калийных удобрений и нефтепродуктов – продолжает оставаться приоритетным направлением белорусской экономики. Об этом свидетельствует то внимание, которое уделяется данному вопросу правительством, и периодическое возвращение к обсуждению на самом высоком уровне, что и случилось на прошлой неделе.

Год, в котором все пошло не так

Для лучшего понимания ситуации вспомним, о чем говорили чиновники на совещании 6 января 2023 г. Комментируя результаты внешней торговли, Александр Лукашенко отмечал, что полученный результат во многом определен благоприятной ценовой конъюнктурой, поскольку в физическом объеме многих товаров было продано меньше, чем в предыдущем году. Именно недостаточный рост продаж в штуках и тоннах, по его мнению, является главным свидетельством того, что успокаиваться нельзя, а нужно по-прежнему искать способы для увеличения объемов экспорта.

Первый вице-премьер Николай Снопков тогда докладывал, что правительство планирует увеличение поставок как на традиционные рынки, так и в страны Латинской Америки и Африки, которые раньше покупали белорусские калийные удобрения через США и ЕС. Кроме того, он озвучил ожидания по цене, отметив, что росту объемов реализации удобрений в текущем году будет также содействовать снижение цены до более комфортного для покупателя уровня 420–450 USD за тонну, что сделает калийные удобрения более доступными для приобретения менее развитыми в экономическом плане странами. По словам вице-премьера, данные ожидания уже подтверждались результатами переговоров с потенциальными покупателями.

Важным условием для увеличения объема экспорта (в первую очередь подсанкционных товаров) стало выстраивание альтернативных логистических маршрутов через российские морские порты. Благодаря выгодным тарифам и скидке на железнодорожную перевозку до портов альтернативный маршрут позволил Беларуси получить сопоставимые условия с теми, которые имели место до введения санкций. Напомним, что предоставление скидок на ж/д перевозки предусматривалось соглашением о поставках через российские порты белорусских нефтепродуктов и не касалось других групп товаров. Расширение преференциальных условий на другие позиции белорусского экспорта должно было стать предметом работы правительства, что подразумевало проведение переговоров белорусской стороны с российской, однако до настоящего времени о них не было ничего известно.

Цены снижаются быстрее ожиданий

Далее коррективы в планы правительства внесла рыночная конъюнктура. Если в 2021–2022 гг. она способствовала увеличению объемов продаж за счет высоких рыночных цен, что компенсировало снижение физического объема реализации, то в настоящее время Беларуси приходится сталкиваться с обратной ситуацией – снижением цен, что в совокупности с падением объемов может привести к существенному сокращению поступлений от экспорта.

Консалтинговая компания Argus, специализирующаяся на рынке удобрений, привела данные, согласно которым цены на минеральные удобрения снижаются быстрее прогнозов аналитиков. Котировка удобрений на базисе CFR Таиланд / Вьетнам к концу мая опустилась до 460 USD за тонну с 670 USD за тонну в начале 2023 г. Стоимость хлористого калия в контрактах в Индии, заключенных в начале апреля, уменьшилась на 168 USD за т в сравнении с предыдущим годом, причем эти соглашения действуют лишь 6 месяцев, а не год, как обычно. Это говорит о том, что индийские покупатели рассчитывают на дальнейшее удешевление поставок. В Бразилии цены на хлористый калий к концу мая опустились до 380 USD за тонну со средней цены 530 USD за тонну.

Снижение цен влияет и на поведение участников рынка. Так, в июне стало известно, что канадская компания Canpotex заключила контракт на китайском рынке, который Беларусь считает «своим», снизив цену поставок почти вдвое – 307 USD за тонну вместо прежних 590 USD. БКК расценила этот шаг как демпинг, разрушающий рыночное равновесие и дающий ложный сигнал мировому рынку калия. Фактически это означает, что производители начали ценовую войну за обеспечение объемов сбыта в условиях снижающегося спроса, что еще больше ухудшает ситуацию на рынке. Полагаем, что именно быстрое ухудшение ценовой конъюнктуры и стало причиной, которая побудила Президента и правительство вновь провести совещание, чтобы обсудить возможные пути решения проблемы. И обсуждение логистики здесь имеет не последнее значение, поскольку в условиях снижения маржи ее стоимость приобретает критическое значение.

Объемы превыше всего, а цена логистики становится критичной

Комментируя итоги совещания, Николай Снопков рассказал, что правительство действительно обсуждало ситуацию, сложившуюся на рынке калийных удобрений, не исключив дальнейшего снижения цен. Как отметил первый вице-премьер, сегодня все компании стали ставить в приоритет объем реализации даже в ущерб цены, т.е. практиковать политику, которой следовала РБ, столкнувшись с санкциями. Однако чиновник считает, что такая политика конкурентов вряд ли поможет им выдавить с рынков Беларусь. Низкая себестоимость добычи калийных удобрений позволяет нашей стране выдерживать конкуренцию цен длительное время, сохранив прибыльность производителя. Вместе с тем на конечную цену влияет стоимость логистики, которая для РБ остается высокой, что, безусловно, сильно ограничивает ее маржу. Следует понимать, что, какой бы низкой ни была себестоимость, это всегда ненулевая величина и ее снижение напрямую влияет на финансовые результаты компании, а в случае с «Беларускалием» – и на поступления в бюджет в виде как налогов, так и дивидендов.

В условиях, когда себестоимость и цена являются трудноизменяемыми переменными, единственное, на что можно повлиять, чтобы сохранить маржу, – это стоимость логистики. И действительно, как отметил Н. Снопков, на совещании поставлена задача доработать и выйти на оптимальные варианты, которые позволят минимизировать стоимость логистики и перевалки сырьевых товаров. При этом, по признанию вице-премьера, стоимость логистики белорусских сырьевых товаров из-за введения санкций подорожала в 2–5 раз в части перевалки и в 2–2,5 раза из-за увеличения железнодорожного пути. То есть можно предположить, что переговоры между РФ и РБ на предмет предоставления скидок на перевозку калийных удобрений и других товаров, кроме нефтепродуктов, пока не принесли результата и возвращение к данному вопросу в текущих условиях выглядит наиболее логичным шагом.

Что касается объемов поставок, то в текущем году правительство планирует обеспечить реализацию 8 млн т удобрений, увеличив свое присутствие на дружественных рынках почти в 2 раза. По словам Н. Снопкова, из-за санкционного давления Беларусь потеряла 5,5 млн т из 9–10 млн т (в среднем за последние годы) от общего объема поставок отечественных калийных удобрений на внешние рынки. Соответственно, осталось около 4,5 млн т. на рынках дружественных стран, на которых Беларусь и планирует увеличить свое присутствие. Однако пример Canpotex показывает, что дружба в вопросах поставок – довольно условное понятие.

С портом, возможно, придется повременить

Изменение рыночной конъюнктуры сказалось и на планах РБ по строительству собственного порта на территории РФ. Этот вариант активно обсуждался в прошлом году как основной для обеспечения стабильной логистики с выходом в море. В январе 2023 г. сообщалось, что правительством достигнуты предварительные договоренности с российскими банками о выделении кредитных средств для реализации проекта без подробностей о размере требуемого финансирования.

Теперь уверенности в однозначной необходимости такого проекта в правительстве нет. Безусловно, российские порты по-прежнему играют важную роль в обходе санкционных ограничений, препятствующих экспорту белорусских товаров. Если за 6 месяцев прошлого года через российские морские порты Беларусь перевезла 1,5 млн т белорусских грузов, то в этом году объем уже составил практически 6 млн т. Практически весь объем (97%) – это химические минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты. Благодаря работе по организации перевалки белорусского калия через морские порты северо-запада и юга России сегодня Беларусь располагает портовыми мощностями для перевалки примерно 1 млн т продукции в месяц, или 12 млн т в год.

Белорусской стороне удалось добиться экономически эффективных условий перевалки в терминалах портов Санкт-Петербурга, через которые за 1-е полугодие текущего года удалось отгрузить 2,7 млн т калийных удобрений. Однако в условиях низких цен реализация такого масштабного инвестиционного проекта правительством оценивается как «вариативная». С одной стороны, это инвестиционный проект с циклом жизни 10–20 лет, что позволяет смотреть на далекую перспективу, не ограничиваясь ближайшими годами. С другой – его реализация придется на период низких цен, что еще больше усложнит положение производителя за счет необходимости нести инвестиционные затраты. И так, как отметил Н. Снопков, инвестиции «Беларускалия» в основные средства в 2023 г. только за полгода составили 600 млн руб. Следовательно, не исключено, что проект по созданию белорусского порта на территории России будет отложен до лучших времен.

***

Таким образом, более интенсивное, чем ожидалось, ухудшение экономической конъюнктуры ставит перед белорусским правительством задачу по поддержке объема реализации в условиях снижения спроса и ценового демпинга. Это означает, что поступления в бюджет от экспорта калийных удобрений станут меньше, из-за чего дефицит бюджета может превысить прогнозные значения.

Не лучшим образом складывается и ситуация с ценами на российскую нефть, что влияет на размер межбюджетных выплат по договору между Беларусью и Россией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. В совокупности эти факторы могут привести к большему, чем ожидалось, расхождению между доходной и расходной частью бюджета. Отметим, что в правительстве понимают сложность возникающей ситуации и принимают меры к минимизации возможных последствий.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений