Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правительство снова делает ставку на экспорт

Фото: neg.by

Успех белорусской внешней торговли стал одним из факторов, который в 2022 г. поддержал экономику в условиях ужесточения санкционной политики со стороны ряда западных стран. Благоприятная ценовая конъюнктура, перестройка логистических цепочек, участие в программах импортозамещения и режим максимального содействия со стороны России привели к тому, что Беларусь показала рекордное сальдо внешней торговли товарами и услугами – 4,5 млрд USD. Однако в правительстве понимают, что автоматически повторить успех не получится – нужны дополнительные меры для того, чтобы нарастить экспорт в 2023 г.

Главная угроза – падение физических объемов продаж

Снопков.png
        Николай Снопков

Именно вопросам внешней торговли была посвящена очередная встреча Александра Лукашенко с членами правительства. Основным докладчиком стал первый заместитель премьер‑министра Николай Снопков, посвятивший большую часть своего выступления подведению итогов за прошедший год.

Итак, по предварительным данным в 2022 г. экспорт в денежном выражении достиг досанкционного уровня, а сальдо внешней торговли составило рекордные 4,5 млрд USD. Первый вице‑премьер обратил особое внимание, что в части инвестиционного экспорта, а также по многим позициям (тракторы, комбайны, холодильники, лифты) поставки превысили досанкционный объем.

Однако есть и такие товарные группы, которые, по замечанию вице-премьера, «нужно подтянуть», что прежде всего означает снижение объемов их реализации в результате введения санкций. В качестве примера Н. Снопков привел продукцию деревообработки. Если раньше РБ поставляла в ЕС древесные плиты на 500 млн USD в год, то после введения санкций продажи этих товаров резко сократились. Вице-премьер отметил, что частично объем продаж восстановлен, однако нужно было время, чтобы перестроиться, найти новые рынки, заключить контракты в других странах.

Комментируя результаты внешней торговли, глава государства подчеркнул, что полученный результат во многом определен благоприятной ценовой конъюнктурой, поскольку в физическом объеме многих товаров было продано меньше, чем в предыдущем году. Именно недостаточный рост продаж в штуках и тоннах, по мнению А. Лукашенко, является главным свидетельством того, что успокаиваться нельзя, а нужно по-прежнему искать способы для увеличения объемов экспорта.

Поставки калийных удобрений могут выйти на досанкционный уровень

Что касается калийных удобрений, ставших основной мишенью санкционных ограничений, Николай Снопков отметил, что их продажи все равно идут, однако теперь реализация таких товаров исключает посредничество европейских и американских трейдеров. И если традиционные контрагенты (такие как, например, Китай) нарастили объем покупки, то другие (в основном ЕС и США) практически полностью отказались от белорусских удобрений.

Тем не менее в 2023 г. правительство рассчитывает увеличить поставки как на традиционные рынки, так и в Латинскую Америку и африканские страны, которые раньше покупали белорусские калийные удобрения через США и ЕС. Николай Снопков отметил, что росту объемов реализации удобрений в текущем году будет также содействовать снижение цены до более комфортного для покупателя уровня в 420–450 USD за тонну, что сделает калийные удобрения доступнее для приобретения менее развитыми в экономическом плане странами.

По словам вице-премьера, ожидание увеличения объемов реализации уже подтверждается результатами переговоров с потенциальными покупателями. Данные тенденции позволяют правительству надеяться, что по итогам 2023 г. Беларуси удастся выйти на досанкционный объем поставок калийных удобрений. Правда, осталось непонятным, идет речь об увеличении физического объема поставок или все же об объеме продаж в денежном выражении.

Российские порты хорошо, а национальный – лучше

Немаловажную роль в реализации подсанкционных товаров сыграла перестройка логистической цепочки: если раньше перевалка калийных удобрений и нефтепродуктов осуществлялась через литовские Клайпеду и Вентспилс, то в 2022 г. поставки были переориентированы на российские порты. По словам Н. Снопкова, сегодня российская портовая инфраструктура обеспечивает потребности всего белорусского экспорта, поставляемого морем, который на 80% состоит из нефтепродуктов и калийных удобрений. При этом, как отметил вице-премьер, сотрудничество с российскими портами подтвердило экономическую эффективность проекта по созданию белорусского национального порта.

Авраменко.jpg
      Алексей Авраменко

Еще больше деталей о поставке белорусских товаров через российские порты журналистам рассказал министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко. Он, в частности, напомнил, что в завершившемся году Беларусь подписала с Россией два базовых соглашения о перевалке внешнеторговых грузов, в логистике которых задействуются морские перевозки. Речь в первую очередь идет о поставках нефтепродуктов, калийных и азотных удобрений, продукции металлургии и деревообработки.

Как отметил министр, сегодня для перевалки белорусских товаров задействовано 19 портов РФ и каких-то особенных проблем с организационной точки зрения на российской территории нет. В 2023 г. стоит задача нарастить объемы перевалки через российские порты, а также оценить по качеству и цене, насколько выгодным для Беларуси является такой вариант логистики.

Дело в том, что порты Санкт‑Петербурга расположены значительно дальше гавани прибалтийских стран, из-за чего затраты белорусской стороны на поставки товаров до порта, которые обычно осуществляются железнодорожным транспортом, возросли. Однако А. Авраменко напомнил, что соглашениями о поставках белорусских нефтепродуктов через российские порты преду­смотрено предоставление белорусской стороне 50% скидки на тарифы железнодорожных перевозок, что должно компенсировать возникающую разницу. Применение такого механизма позволило сохранить сопоставимые цены на доставку товаров до порта, поэтому правительство работает над тем, чтобы получить аналогичную скидку на тарифы для остальных грузов. Это поможет белорусским товарам удержать свою конкурентоспособность.

Что касается перспектив строительства собственного порта, министр отметил, что речь идет не только о получении портовых мощностей, в отношении которых страна сама сможет устанавливать тарифную политику, но и о строительстве объекта, выполняющего функции государственного порта. Построив собственный порт, Беларусь сможет контролировать заход судов и получит гарантированное место, откуда будут отправляться белорусские экспортные грузы и куда привози­лись бы импортные товары. Таким образом, реализация проекта является комплексным вопросом, который, по мнению Алексея Авраменко, требует более детального изучения.

Министр немного «приоткрыл карты», рассказав о финансировании проекта и предварительных договоренностях с российскими банками о выделении кредитных средств для его реализации. Однако о том, сколько денег понадобится для строительства порта, он не сообщил.

Не только по воде, но и по суше

Не только российские порты включены в цепочку поставки белорусских товаров. Для выполнения контрактных обязательств перед покупателями, к которым можно добраться по суше, используются в основном мощности железной дороги. Так, в 2022 г. существенно вырос объем контейнерных перевозок в Китай. В прошлом году туда отправлено 988 контейнерных поездов, перевезено больше миллиона тонн калийных удобрений и других грузов. Все это позволило Белорусской железной дороге загрузить свои мощности и найти средства на обновление подвижного состава.

Как отметил Алексей Авраменко, из-за введения санкционных ограничений прекратились масштабные поставки российских товаров в Европу через Беларусь, например, того же каменного угля или металлов, из-за чего БЖД потеряла почти 30% своих доходов. Что касается потребности в обновлении состава, то кроме плановых покупок БЖД пришлось изыскивать дополнительные средства для замещения вагонов, застрявших в Украине. Поэтому рост перевозок в КНР и из Китая в Европу позволили БЖД частично компенсировать потери. Правительство рассчитывает, что рост контейнерных поставок в Китай и Россию позволит достаточно загрузить мощности БЖД и обеспечить стабильную и безубыточную работу национального перевозчика в 2023 г.

***

Как следует из прошедшего совещания, политика Беларуси в сфере внешней торговли останется прежней: это обход западных санкций в части реализации подсанкционных товаров на рынки «дальней дуги», выстраивание новых логистических маршрутов, наращивание поставок в Россию за счет замещения товаров, ушедших с российского рынка. Главной угрозой для белорусской внешней торговли остается изменение ценовой конъюнктуры за счет сокращения спроса из-за начала мировой рецессии и эффекта замещения, однако даже этот сценарий не предусматривает значительного падения сальдо внешней торговли, поскольку импорт также останется под давлением.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений