Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2223
EUR:
3.4671
RUB:
3.5152
Золото:
237.7
Серебро:
2.75
Платина:
99.77
Палладий:
98.83
Назад
Финансы
28.01.2003 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Деньги: где их взять и куда девать?

Программа повышения спроса экономики на деньги, утвержденная правительством год назад, была попыткой минимизировать последствия запланированной масштабной денежной эмиссии через меры по связыванию денег...
Программа повышения спроса экономики на деньги, утвержденная правительством год назад, была попыткой минимизировать последствия запланированной масштабной денежной эмиссии через меры по связыванию денег. Кроме того, она была призвана примирить между собой три основных документа, определяющих макроэкономическую политику страны (Основные направления денежно-кредитной политики, Прогноз социально-экономического развития, Закон о бюджете), которые у нас традиционно оказываются несбалансированными по своему содержанию. Сегодня можно констатировать - попытка не удалась.

Год назад "коридор" для использования денежной эмиссии был предусмотрен в ОНДКП в границах 203 - 663 млрд рублей. Как оказалось, фактически объем эмиссии составил 273 млрд ВYR. В его структуре кредиты правительству и экономике составили более половины всей суммы, оставшаяся часть пришлась на эмиссию, связанную с "выполнением Нацбанком функций центрального банка страны", в частности на проведение валютных интервенций. Включенность всех каналов эмиссии в сочетании с ситуацией в реальном секторе не могла не сказаться на уровне инфляции. Запланированное ограничение ее роста в 2002г на уровне 27% требовало ограничения денежного предложения не более чем на 39%.

Исполнение заданных параметров вступало в противоречие с задачей увеличения золотовалютных резервов государства. Основным источником здесь была призвана стать покупка иностранной валюты за белорусские рубли, что могло привести к росту рублевой денежной массы более чем в 2 раза.

Для достижения предусмотренных параметров ограничения роста цен и снижения официального обменного курса белорусского рубля в условиях допускаемого роста денежного предложения в национальной валюте необходимо было повысить реальный спрос экономики на деньги в 1,22-1,55 раза, т.е. связать излишние эмиссионные деньги.

Сделать это было непросто, опережающий рост заработной платы и денежных доходов населения по сравнению с темпом роста объемов производства конкурентоспособных отечественных товаров обусловил увеличение спроса на импортные товары и наличную валюту. Как свидетельствует статистика, за минувший год прирост денежных доходов населения составил около 9%, рост товарооборота - 12,9%, а производство потребительских товаров приросло лишь на 3,8%. Разрыв между товарооборотом и выпуском товаров покрывался за счет импорта. Покупка иностранной валюты населением через обменные пункты банков превысила ее продажу более чем на 480 млн Usd. По оценкам экспертов, более 80% этой суммы было использовано на приобретение гражданами импортного ширпотреба.

Смягчить давление на рынке наличной валюты и поддерживать относительно стабильный курс белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка в значительной мере удалось благодаря возросшему поступлению выручки от экспорта товаров и услуг, что было обусловлено сокращением неденежных форм расчетов во внешнеторговых операциях и переориентацией экспорта на более платежеспособные западные рынки. Отдавая должное Нацбанку, следует также отметить, что в минувшем году его эмиссионная деятельность все же отличалась большей жесткостью в сравнении с предыдущим периодом и темпы прироста денежной базы уменьшились: с 5,1% в январе - декабре 2001г до 2,9% в среднем за месяц в 2002г. Сдерживающее влияние на инфляцию и девальвацию оказала процентная политика, направленная на поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и связывание наличных денег населения. На начало 2003г объем привлеченных срочных рублевых депозитов населения составил 536,3 млрд. руб., увеличившись в 2,1 раза.

Новогодним подарком для Минфина и Нацбанка стало поступление средств от продажи белорусского пакета акций "Славнефти". Благодаря этим ресурсам объем золото-валютных резервов государства увеличился и составил более 400 млн.USD на конец 2002 года.

С учетм того, что спрос на деньги во многом зависит от уровня цен, реального ВВП и скорости обращения денег, ограничение инфляции сегодня по-прежнему требует увеличения объема производства конкурентоспособных товаров и услуг при одновременном снижении скорости обращения денег.

Соответственно этому актуальными остаются все позиции принятой год назад программы. Скорость обращения денег, зависимая от процентной политики, объема и структуры денежной массы, от величины бартерных операций и других неденежных форм расчетов, от инфляционных ожиданий, объемов производства продукции (работ, услуг), в минувшем году характеризовалась некоторым снижением. Однако, к сожалению, этот показатель остался далеким от ожидаемого, поскольку не случилось главного: повышения эффективности и конкурентоспособности производства, вовлечения в товарооборот нетрадиционных товаров, в т.ч. земли, сокращения участия государства в ОАО через продажу крупных пакетов акций, постепенной отмены моратория на отчуждение акций, приобретенных гражданами РБ за деньги и именные приватизационные чеки "Имущество".

"Неординарные" предложения министерств, такие как "прекратить неденежные формы расчетов за продукцию, производимую рядом заводов (МТЗ, МАЗ, Гомсельмаш, др.)", или попытка административным учетом связать деньги, поставив везде в короткие сроки кассовые суммирующие аппараты, лишь уменьшили предложение товаров и свернули предпринимательскую деятельность, тем самым простимулировав инфляцию.

Осторожные шаги в направлении либерализации ценовой политики практически не повлияли на повышение спроса на деньги. Не приблизило к цели и неслучившееся снижение налоговой нагрузки.

Поскольку эти предусмотренные программой мероприятия не были реализованы, то не последовало и эффекта, на который рассчитывали разработчики, в частности сокращения уровня бартерных операций, кредиторской и дебиторской задолженностей экономическими рычагами, а не разнорядками руководителям предприятий по конкретным позициям. Способы глобального решения этих проблем хорошо известны, однако обрести составляющие успеха (инвестиции, спрос на продукцию, минимизированные производственные издержки, ликвидацию квотирования и административного регулирования ценообразования) невозможно в одночасье, т.к. это требует не только технических решений. Замещение бартерных операций векселями, снижение дебиторской задолженности посредством денежных расчетов получат распространение только при снижении инфляционных ожиданий, что не происходит быстро и отражает доверие к политике правительства.

Развязка неплатежей предприятий друг другу невозможна без активного использования механизмов банкротства и санации, и прежде всего по отношению к крупным убыточным предприятиям, образующим основные "тромбы" во взаиморасчетах, а также без повышения конкурентоспособности производимой продукции.

Реальный спрос экономики на деньги - это также спрос на остатки денежных средств на коррсчетах клиентов банков и населения. Как и денежная масса, этот спрос характеризуется объемом товаров и услуг, которые можно приобрести за конкретный период.

Увеличение остатков денежных средств на счетах предприятий происходит при наращивании сбыта, а рост сбережений на депозитах - при ощутимом росте доходов граждан. Имевшее место на протяжении последних лет повышение средней зарплаты, не подкрепленное успехами в производительности труда, привело не только к ухудшению финансового положение предприятий, но и к проблемам с исполнением бюджета, убеждены независимые эксперты. По их мнению, это отразилось и на возможностях кредитования экономики, поскольку на погашение долгов по зарплате в 2002г было использовано банковских кредитов в объеме, превышающем 10% годового фонда заработной платы.

Итоги функционирования экономики в 2002г свидетельствуют, что цели, предусмотренные Программой повышения спроса на деньги, так и не достигнуты: уровень инфляции (прирост ИПЦ) превысил прогнозный параметр и составил 34,8%, рост реального ВВП (4,7%) оказался ниже прогнозных границ (6-7%). Это означает, что рост денежного предложения в национальной валюте не сопровождался адекватным увеличением реального спроса экономики на деньги.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений