Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Что происходит в российской экономике и как это повлияет на Беларусь

Фото: unsplash.com

18 марта 2022 г. Совет Банка России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 20% годовых и поделился прогнозами по развитию российской экономики. С учетом тесных экономических связей, которые сложились между нашими странами, данный прогноз позволяет оценить и перспективы развития экономики Беларуси.


Кризис ликвидности в банковском секторе удалось преодолеть

Как отметил регулятор, решение об экстренном повышении ключевой ставки до 20% годовых в совокупности с иными стабилизационными мерами на фоне кардинально изменившихся внешних условий и введения беспрецедентных санкций позволило поддержать финансовую стабильность и предотвратить неконтролируемый рост цен. Ситуация с ликвидностью стабилизировалась, отток банковских вкладов замедлился. Если на пике объем предоставленной ликвидности достигал 10 трлн RUB, то возникший в начале марта структурный дефицит ликвидности в размере 7 трлн RUB сократился к настоящему времени более чем вдвое.

По мнению регулятора, российская экономика входит в фазу масштабной структурной перестройки, которая будет сопровождаться временным, но неизбежным периодом повышенной инфляции и снижением ВВП. Вместе с тем Банк России по-прежнему считает, что проводимая им денежно-кредитная политика создаст условия для постепенной адаптации экономики к новым условиям и возвращения годовой инфляции к 4% в 2024 г.

Основой антиинфляционной политики будут рыночные инструменты

Ускорение инфляции в конце февраля – начале марта вызвано ажиотажным спросом, особенно на непродовольственные товары и продовольственные товары длительного хранения. Дальнейшая динамика инфляции, считает регулятор, будет зависеть от скорости адаптации экономики к новым условиям. Основные сложности в реальном секторе объясняются перебоями в производственных и логистических цепочках, в расчетах с зарубежными контрагентами. В дальнейшем в условиях сокращения импорта и закрытия части внешних рынков российская экономика должна развивать импортозамещение.

При этом в отличие от белорусских коллег, Банк России считает недопустимым введение ручного регулирования цен, поскольку их искусственное сдерживание неминуемо приведет к дефициту и снижению качества продукции, а также может иметь долгосрочный негативный экономический эффект в виде замедления скорости адаптации экономики к новым условиям. При этом важно пресекать злоупотребление компаний доминирующим положением на рынке и картельные сговоры.

Как отмечает регулятор, подстройка относительных цен не может произойти одномоментно. Это означает, что какое-то время инфляция будет оставаться повышенной, однако раскручивания инфляционной спирали обещает не допустить.

Замедление ВВП до 8% в 2022 году

Конкретные цифры прогноза регулятор назвать затрудняется, однако допускает, что повышение инфляции в текущем и следующем году будет выше прежних оценок, а вот в отношении ВВП ждет снижения в ближайшие кварталы. При этом новый макроэкономический прогноз Банк России планирует представить на опорном заседании в апреле.

Напомним, что в соответствии с докризисным макроэкономическим прогнозом, представленным в феврале, рост ВВП России ожидался на уровне 2–3%. Более свежий опрос, который главный банк РФ проводил в начале марта, показал, что в 2022 г. вместо роста на 2,4% аналитики ожидают снижение ВВП на 8,0%. Прогноз на 2023 год снижен на 1,1 п.п. до 1,0%, на 2024 год – на 0,5 п.п до 1,5%. Оценка долгосрочных темпов роста ВВП снижена на 1,0 п.п. до 1,0%. Что касается инфляции, в мартовском опросе прогноз на 2022 год повышен на 14,5 п.п. до 20,0%, на 2023 год– на 4,0 п.п. до 8,0%, а на 2024 год – на 0,8 п.п. до 4,8%.

Проблемы и решения

Несмотря на то, что негативные перспективы развития российской экономики затрагивают и Беларусь, наша страна от политики российской самоизоляции получает тесное экономическое сотрудничество, режим суперблагоприятствования для белорусских предприятий, эффект от импортозамещения, снижение цен на сырьевые товары и энергоносители. Все это может стать подспорьем для компенсации потерь, вызванных введением санкций.

Однако более активное использование административных способов регулирования цен, замедление инвестиционной активности и кредитования, неудачный момент для реализации налоговой реформы станут теми факторами, которые замедлят адаптацию белорусской экономики к новым реалиям. Многое будет зависеть от реализации антикризисной политики. Но с учетом скорости замедления экономического роста (что мы наблюдали в феврале), вероятно, уже в ближайшие месяцы Беларусь приблизится к отрицательным темпам роста ВВП.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений